15.06.2011 • 14:21 1535

Государственно-частное форсирование

Партнерство – важный инструмент деловых отношений

Государственно-частное партнерство (ГЧП) в Казахстане имеет все шансы стать эффективным инструментом для реализации множества проектов, большая часть из которых являются социально значимыми. Однако пока остается много недоработок по развитию успешного ГЧП в нашей стране. «ГЧП – практически единственный инструмент, позволяющий соединить интересы финансового и реального секторов экономики», – утверждает Нуржан Алимухамбетов, председатель правления АО КСЖ «Государственная аннуитетная компания».

Как обстоит дело

Примером реализуемых проектов ГЧП в Казахстане могут служить 2 проекта с выпуском инфраструктурных облигаций. Первый – строительство дороги Шар – Усть-Каменогорск в Восточно-Казахстанской области, реализованный АО «Досжан темир жолы». Стоимость проекта составила 30 млрд тенге, а срок реализации – 23 года. Второй – строительство ЛЭП «Северный Казахстан – Актюбинская область» АО «Батыс Транзит». По данному проекту выпущены облигации на сумму 18,8 млрд тенге сроком на 13 лет.

За семь последних лет, по словам Габита Шайкина, заместителя председателя правления АО «Казахстанский центр ГЧП», в этом направлении сделано немало: возник интерес к механизмам ГЧП в республике, реализованы пилотные проекты и созданы основы законодательной и институциональной базы. «При этом в ближайшее время, – считает эксперт, – необходимо стандартизировать деятельность в рамках ГЧП».

Г-н Шайкин также озвучил предполагаемую классификацию контрактов ГЧП в РК от самого минимального по степени участия частного сектора и распределения рисков до максимально возможного: контракт на управление и содержание; контракт на эксплуатацию и содержание; контракт на строительство-передачу-лизинг или контракт на проектирование, строительство, финансирование и эксплуатацию; контракт на строительство и эксплуатацию.

По оценке Шаймердена Чиканаева, партнера ТОО «Юридическая фирма GRATA», то, что объекты концессии не могут выступать предметом залога (займы нечем обеспечить), и то, что объект концессии не подлежит отчуждению на период срока ее действия (в Казахстане концессия возможна только на основе контракта на строительство, передачу и эксплуатацию), являются одними из причин, стопорящих развитие ГЧП. Более того, «излишняя бюрократичность и непрозрачность процесса, и то, что участие в конкурсе по выбору концессионера не приемлемо для многих инвесторов, также негативно сказывается на процессе становления проектов ГЧП», – добавляет эксперт.

По пути становления

Между тем г-н Шайкин обнародовал планы на 2012 год по внедрению проектов ГЧП в Казахстане. Так, предполагается внести изменения и дополнения в законодательство по вопросам концессии и в бюджетное законодательство, позволяющие проведение предварительного анализа источников финансирования инвестиционных проектов. Кроме этого, необходимо расширение моделей концессии; внедрение механизмов возмещения инвестиционных и эксплуатационных затрат, а также расширение источников возмещения расходов концессионера (гарантия потребления государством определенного объема товаров, работ и услуг в рамках договора концессии). В РК, по мнению экспертов, необходимы пересмотр подхода формирования тарифов в рамках концессионных договоров и совершенствование процедур конкурса путем внедрения механизма двухэтапного конкурса.

Кроме внесения изменений и дополнений в существующее законодательство РК необходимы и другие меры. «Нужно предоставить право местным исполнительным органам осуществлять выпуск облигаций и планировать государственный бюджет с учетом реализации проектов ГЧП», – считает Алмаз Садыков, директор департамента разработки концессионных проектов АО «Региональный центр ГЧП Карагандинской области».

Вкладываться в сотрудничество с государством выгодно

Основными областями применения ГЧП являются: транспортный сектор, социальный сектор, ЖКХ и коммунальные сети. В основе своей это инфраструктурные проекты. А, по оценке Марка Шабашевича, директора группы по проектам ГЧП и инфраструктуре, КПМГ в России и СНГ, «РК обладает значительным потенциалом в области инфраструктурных инвестиций. В республике существуют ресурсы и потребности в развитии инфраструктуры. При этом инвестиции в инфраструктуру – одновременно направление и фактор развития экономики. Инфраструктура – это привлекательный актив для институциональных инвесторов и драйвер макроэкономического роста и развития фондового рынка».

Также «значительный рост активов основных инвесторов на рынке пенсионных фондов и страховых компаний демонстрирует снижение доходности и увеличение инвестиций в государственные ценные бумаги, – считает г-н Алимухамбетов. – Решением проблемы могло бы стать наполнение рынка финансовыми инструментами ГЧП, с реализацией инфраструктурных проектов».

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

15.06.2011 • 14:21 1535

Loading...