08.06.2011 • 15:44 1391

Электронный кладовщик

Правильно хранить не менее важно, чем производить

В конце прошлого года в интервью «Капитал.kz» президент группы компаний «DAMU Logistics» Сакен Тойлыбаев отмечал неразвитость логистической инфраструктуры в Казахстане и ее несоответствие мировому уровню. Эксперты рынка говорят о том, что этот тренд сохраняется и сегодня, но появляются новые, все более современные инфраструктурные решения.

В последние годы на рынке складской недвижимости Казахстана наблюдается значительное увеличение интереса со стороны торговых сетей, дистрибьюторов и производственных предприятий на качественные логистические площади. Игроки рынка считают, что сложившаяся ситуация обусловлена некоторым экономическим ростом, повышением инвестиционной привлекательности Казахстана для иностранных предприятий и развитием средних, а также крупных торговых компаний в республике.

Так, по мнению специалистов компании Scot Holland, сегодня в РК наблюдается высокая потребность в современных складах, логистические площадки классов «А» и «В» уже заполнены на 90%.

Спрос рождает предложение

На первый взгляд ситуация идеальна: экономика растет, инвестиции поступают, рынок складских площадей активизируется. К сожалению, в большинстве случаев присутствует одно неприятное «но». Сегодня этим самым «но» могут стать высокий спрос и нехватка в Казахстане качественных логистических площадок.

В настоящее время крупные торговые и производственные компании, приходящие на казахстанский рынок, проявляют больший интерес к высококачественным складским помещениям классов «А» и «В», в силу относительно низких затрат на хранение продукции и использования современных логистических технологий, в сравнении с комплексами классов «С» и «D», считают эксперты рынка складской недвижимости.

«Динамика рынка такова: больше всего востребованы современные склады. Связано это с тем, что они высокорентабельны. Спрос на услуги логистических центров классов «С» и «D» наблюдается со стороны небольших компаний, поскольку стоимость аренды таких площадей ниже, в сравнении с современными комплексами», – говорит Дмитрий Блинов, технический директор компании LogistiX.

Таким образом, в результате нарастающего в республике спроса на качественные складские площади в ближайшее время может сложиться ситуация, когда все объекты «А» и «В» классов будут полностью загружены, а новые площадки еще не построены.

Кроме этого, эксперт полагает, что одной из серьезных проблем, с которой сталкивается казахстанский рынок логистики, является отсутствие равномерно развитой инфраструктуры по всей республике. Это притом, что Казахстан имеет особенное положение, поскольку через него идут несколько международных транзитных путей.

Эксперты считают, что геополитические изменения в регионе повлияют на рынок логистики и повысят спрос на качественные складские помещения. Прежде всего, за счет Таможенного союза и растущего сотрудничества с Китаем, Казахстан сможет привлечь дополнительные иностранные инвестиции в различных сегментах экономики. Это торговля, производство, нефтегазовая отрасль и другое.

«Соответственно, будет определенный рост и развитие этих сегментов, что в свою очередь скажется на увеличении спроса на складские площади. Причем высокого уровня, которые отвечают мировым стандартам», – считает эксперт компании LogistiX.

Любому производственному предприятию или торговой компании, в конечном счете, необходимо где-то хранить свою продукцию. Причем, в идеале, качество выходящего со склада товара, после его хранения, должно соответствовать тому же качеству, какое было у первоначально принятого.

При этом г-н Блинов подчеркивает тот факт, что «если учитывать возможный приток крупных иностранных компаний в Казахстан, то особый интерес для них скорее будут представлять современные складские комплексы с прогрессивным оборудованием и технологиями работы, нежели склады «советской» постройки». Поскольку высококачественные склады классов «А» и «В» более рентабельны, в силу меньших затрат на хранение продукции и использования современных технологий, нежели аналогичные площадки классом ниже.

«Если это произойдет, возникнет дефицит качественных складских площадей, что приведет к повышению уровня цен на их аренду и заставит компании задуматься о возведении новых или модернизации уже имеющихся собственных логистических площадок. Вопрос в том, что в современных условиях рынка будет более выгодным для компаний», – полагает Дмитрий Блинов.

Поиск эффективных решений

Себестоимость возведения своего логистического комплекса класса «А» в Казахстане, по оценкам игроков рынка, составляет в среднем $700-800 за один квадратный метр. Если учитывать то, что стоимость земли под застройку достаточно высока и составляет в среднем около 50% от цены одного кв. м строящегося объекта, возведение собственных складских комплексов не всегда лучший вариант.

В подобной ситуации решением может стать модернизация уже существующих складов путем увеличения их пропускной способности, сокращения издержек на выполнение складских операций и общей производительности работ логистических комплексов.

«Если говорить о решении проблемы с нехваткой качественных складских площадей в Казахстане, на мой взгляд, наиболее перспективным направлением сегодня является использование современных технологий, – утверждает г-н Блинов. – Они, к слову, уже представлены на казахстанском рынке. Причем применять их нужно не только при строительстве новых логистических центров, но и для модернизации уже существующих складских комплексов, в том числе для оптимизации работы внутрискладских бизнес-процессов», – заключает эксперт.

Одним из наиболее эффективных инструментов решения вышеуказанных задач являются системы управления складом – WMS (Warehouse Management System). По сути, основная функция WMS-систем заключается в автоматизации складских бизнес-процессов, что приводит к увеличению общей производительности работы небольшого склада или крупного логистического центра (более 15 тыс. кв. м).

Иными словами, внедрение WMS-систем позволяет оптимально использовать складские площади, сократить затраты на хранение, повысить производительность труда и точность учета. Кроме того, система минимизирует влияние человеческого фактора и своевременно информирует управляющий складской персонал о возникших проблемах.

Если говорить о Казахстане, то на сегодняшний день одним из примеров использования таких решений является ТОО «Аманат», дистрибьютор фармпродукции. В 2009 году компания завершила автоматизацию своего складского комплекса площадью около 4,5 тыс. кв. м в Караганде. Проект реализован на основе российского решения – LEAD WMS. В результате внедрения системы управления пропускная способность склада увеличилась на 50%, а уровень обслуживания клиентов вырос до 99%.

Объясняя необходимость модернизации, представители компании «Аманат» говорят о нескольких вариантах развития ситуации. Обороты компании растут, соответственно – должна увеличиваться пропускная способность складского комплекса, обеспечивающего работу компании. Этого можно достичь двумя путями – экстенсивным ростом (увеличение площади складских помещений, наем дополнительных работников и т.п.), или интенсивным – посредством более эффективного использования имеющихся ресурсов. «Мы выбрали второй путь, так как он, при прочих равных условиях, предпочтителен с точки зрения экономической эффективности. В нашем случае мы обновили оборудование для хранения товара, установили конвейерную линию для подбора заказов и внедрили систему управления складом», – заявляет Евгений Рожков, менеджер по автоматизации ТОО «Аманат».

В результате на данный момент склад обрабатывает до 300 заказов клиентов в день, при этом, в среднем, время сборки одной строки заказа составляет около 4 секунд.

«Можно сделать вывод о том, что цели, поставленные перед реализацией проекта, по модернизации основного склада ТОО «Аманат» были полностью достигнуты», – утверждает г-н Рожков.

Цена вопроса

Раскрывать стоимость проекта по модернизации склада в Караганде в компании «Аманат» не стали. Однако заметили, что «суммарные затраты на модернизацию склада сравнимы с годовым оборотом одной из наших аптек».

Между тем эксперты рынка дают свои некоторые усредненные оценки стоимости по переоборудованию старого склада до современных стандартов логистики.

Прежде всего, нужно отметить, что стоимость переоборудования склада зависит от достаточно большого количества факторов, куда относятся площадь складского комплекса, его высота и интенсивность товародвижения.

К примеру, процесс полного переоборудования склада, имеющего существенную потребность в автоматизации и использовании дополнительного оборудования, такого как конвейеры, гравитация (специализированное стеллажное оборудование) и многого другого, площадью около 2,5 тыс. кв. м, интенсивностью товародвижения порядка 25 – 30 тыс. строк в сутки и невысокими потолками, в среднем 4,5 метра, может обойтись в 50-70 млн тенге.

Самый дешевый вариант может подразумевать использование большого количества сотрудников и средств механизации для достижения эффекта, аналогичного для более дорогого, с точки зрения оснащения, склада, где задействованы средства автоматизации, и операции выполняются с привлечением наименьшего числа сотрудников. Один проект может стоить 15 млн тенге, а другой – 60 млн. Самым важным условием является экономическая целесообразность производимых на складе изменений, чтобы эффект от проекта, независимо от его стоимости, дал действительно достойный результат.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

08.06.2011 • 15:44 1391

Loading...