25.05.2011 • 11:07 1204

Гигантский автокластер разместится в ВКО

В Усть-Каменогорске прошли общественные слушания по оценке экологического аспекта создания крупнейшего в стране автопромышленного кластера. Проект, реализуемый в Восточно-Казахстанской области, включает мощности по штамповке, сварке, окраске кузова, выпуску комплектующих и готовых автомобилей в объеме до 120 тысяч единиц в год.

Самую масштабную в истории отечественного автопрома инициативу реализует АО «Азия Авто» при поддержке Правительства РК и акимата ВКО. Будущий промышленный кластер – часть программы форсированного индустриально-инновационного развития РК на 2010-2014 годы и отнесен к числу проектов республиканского значения.

«В рамках «Дорожной карты бизнеса-2020» мы завершаем расширение мощностей автосборочного комплекса, – говорит президент АО «Азия Авто» Ержан Мандиев. – Это первый этап нашего проекта. В июне 2010 года между Правительством РК и заводом было подписано соглашение. В соответствии с ним компания приступила к следующей фазе – созданию полномасштабного кластера автомобилестроения. Его платформой станет автозавод полного цикла. В состав предприятия войдут мощности по штамповке, сварке и окраске кузова».

Три в одном

Во время недавнего рабочего визита главы государства в Восточно-Казахстанскую область Нурсултану Назарбаеву было доложено о ходе реализации проекта и экономическом эффекте создаваемого автопромышленного кластера.

Общий объем инвестиций в проект оценивается в $514 млн. Выход на проектную мощность потребует создания 12 тыс. новых рабочих мест. Проект даст $68,6 млн ежегодных отчислений в бюджет и экспортную выручку в размере $1,04 млрд.

«Общий прирост ВВП за счет реализации проекта составит $1,8 млрд ежегодно», – сообщил глава «Азия Авто». – Для понимания масштабов скажу лишь, что это больше всего объема промышленного производства Северо-Казахстанской и Акмолинской областей вместе взятых. Или немногим меньше всего объема продукции сегодняшнего казахстанского машиностроения».

Проект отвечает задачам развития высокотехнологичного производства с мультипликативным эффектом один к десяти, высокой долей казахстанского содержания и в то же время стимулирует социальное развитие и модернизацию несырьевых отраслей.

«Сегодня на всех казахстанских автопроизводствах практикуется крупноузловая SKD-сборка, – констатировал Ержан Мандиев. – Она не дает возможности масштабного развития в стране смежных производств и повышения уровня казахстанского содержания – недостаточно объемов. В условиях Таможенного союза наш проект позволяет преодолеть этот барьер за счет углубления степени переработки».

Первый этап – создание современных мощностей по сборке автомобилей – уже осуществлен. Ведется проектирование инженерной инфраструктуры цехов штамповки, сварки, окраски и технопарка по выпуску автокомпонентнов.

По словам Ержана Мандиева, принципиально важно, где будут размещены автокомпонентные производства.

«Удаленность от базового автозавода не должна превышать 300 км, – сказал он. – Это опыт не только наших партнеров – концернов Volkswagen Group, KIA Motors, Chevrolet, но и других лидеров мировой автоиндустрии. За пределами этого радиуса логистические издержки и себестоимость готовых автомобилей становятся слишком высокими. В первую очередь это касается крупноразмерных комплектующих. Поэтому, наряду с загрузкой мощностей существующих предприятий ВКО, мы создаем технопарк по выпуску автокомпонентнов непосредственно на выделенной площадке».

Казахстан удален от центров производства комплектующих. Поэтому сосредоточение вспомогательных производств обеспечит низкие издержки, решит логистические, инфраструктурные и кадровые задачи. Кроме того, концентрация мощностей повысит качество конечного продукта. Наиболее перспективными компонентами автомобиля, запланированными к выпуску в восточно-казахстанском технопарке, являются комплектующие, востребованные и на вторичном рынке: сиденья, бамперы, топливные баки, выхлопные системы, светотехника, автомобильные жгуты, стекла, шины, аккумуляторы, фильтры.

«К реализации мы приступили задолго до создания Таможенного союза, однако интеграция в единое таможенное пространство ускорила темпы работы, – говорит Ержан Мандиев. – Новый таможенный режим и будущее ужесточение требований до стандарта Евро-5 форсируют обновление отечественного автомобильного парка и изменят картину рынка. В докризисном 2007 году в республику было импортировано 388 тыс. автомобилей на сумму $2,38 млрд. Наш завод покроет лишь часть этого объема. Потенциал импортозамещения в автомобильной отрасли колоссален».

Кроме того, только шесть областей сибирского региона России, вблизи Восточного Казахстана, открывают рынок с населением 14 млн человек. Еще 34 млн жителей приходится на страны Средней Азии и Закавказья. Поставки казахстанских автомобилей в эти регионы могут дать стране свыше $1 млрд дополнительной экспортной выручки в год.

Развитие несырьевого сектора

Проект не только обеспечит экспортный поток современной продукции автопрома, но и задаст планку производительности в несырьевом секторе.

«Напомню, что одна из целей программы форсированной индустриализации – повышение производительности в машиностроении», – сказал Ержан Мандиев.

Высокий уровень производительности должен обеспечить качественный менеджмент и технологичность производственного комплекса. Оборудование для него поставляют известные компании Германии, Японии, Франции и Кореи, которые сотрудничают с мировыми автоконцернами «первой тройки».

Этот выбор определит и экологичность новых мощностей. Не секрет, что для Усть-Каменогорска чистота производства в части влияния на окружающую среду – вопрос немаловажный. Поэтому в ходе слушаний жители города оценили меры, которые будут предприняты компанией, чтобы сохранить воздух вокруг нового производства чистым.

«У этого холдинга сегодня 45% рынка и четыре партнера с мировым именем. В несырьевом секторе я подобных примеров в нашей стране не знаю», – говорит заместитель акима Восточно-Казахстанской области Ермек Кошербаев.

Под строительство нового производства акиматом выделен участок 95,5 га на левобережье Иртыша. Эта часть Усть-Каменогорска сегодня испытывает дефицит инженерных коммуникаций – электро- и водоснабжения, газификации и других сетей. За счет обеспечения инфраструктурой нового автопроизводства решатся коммунальные вопросы тысяч жителей прилегающих районов. К тому же новый автопромышленный центр даст толчок жилищному строительству и социально-экономическому развитию города. Уже на первом этапе проекта, по словам замакима ВКО, планируется строительство тысячи новых квартир для работников завода, детского сада и школы.

«Не скрою, мы рассматривали и другие регионы Казахстана в качестве площадки», – признается Ержан Мандиев. – Но, оценив инфраструктурную, машиностроительную базу каждой из областей, ее транспортно-географические особенности, убедились, что лучших стартовых условий и потенциала развития автопрома, чем в Восточном Казахстане, на пространстве республики нет».

В рамках кластера неизбежна кооперация с семипалатинским производством Daewoo Bus Kazakhstan и десятками машиностроительных предприятий ВКО. К слову, не все они загружены на полную мощность. Многим из них проект даст возможность модернизации«В действительности в ВКО выпускается не только более 96% всех легковых автомобилей, но и 94% всей тракторной сельскохозяйственной техники Казахстана», – поделился цифрами Ермек Кошербаев. – В Восточном Казахстане высочайшая степень концентрации машиностроительных предприятий. Многие из них являются крупнейшими либо единственными в стране производителями профильной продукции. Начиная с Казцинкмаша и Востокмашзавода, заканчивая Семипалатинским машиностроительным, предприятия ВКО структурно ориентированы на обрабатывающую промышленность. Ее доля в объеме промпроизводства республики равна 30%, в Восточном Казахстане эта цифра превышает 70%. Переработка и изготовление конечной продукции – наш профиль».

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

25.05.2011 • 11:07 1204

Loading...