«Звездный» период еще впереди

09.02.2011 • 17:06 1396

«Звездный» период еще впереди

Тенденции в бизнес-образовании Казахстана

С появлением рыночной экономики и развитием частного предпринимательства в Казахстане возникла проблема с тем, что и как делать в бизнесе. Наша республика стала нуждаться в профессиональных бизнесменах, управленцах и менеджерах. Главным способом решения этой проблемы, безусловно, стало создание программ бизнес-образования. Казахстанское бизнес-образование насчитывает пока только двадцатилетнюю историю развития, оно все еще остро нуждается в западном опыте и при этом в формировании собственной школы.

Соответственно данным задачам в РК периодически проводятся международные мероприятия по поддержке развития бизнес-образования. Одним из таких мероприятий стал «круглый стол» на тему «Современное бизнес-образование – итоги десятилетия», прошедший 7 февраля текущего года в Международной академии бизнеса (МАБ). Мероприятие было организовано МАБ совместно с журналом «Intellect Student Journal» в рамках недели партнерства International Partners Week.

Наряду с казахстанскими спикерами и деятелями образования о проблемах бизнес-образования высказывались и зарубежные гости – руководители вузов-партнеров Международной академии бизнеса из Чехии, Испании и Литвы, приехавшие в Алматы по специальному приглашению президента МАБ с деловыми и дружественными визитами.

Международные эксперты сошлись во мнении, что проблемы, с которыми сталкивается современное образование для бизнеса в РК, схожи с общемировыми тенденциями. Так, по словам Виргиниуса Кундротаса, президента Университета управления и экономики (ISM) Литвы, проблемы, с которыми сегодня сталкивается бизнес-образование в Европе, очень близки казахстанским вузам. В частности, проблема недостатка конкретной исследовательской работы, которая была поднята министром образования РК, в западных вузах стоит также достаточно остро. Эксперт из Литвы высказал мнение, что исследования в бизнес-школах должны быть применимы для удовлетворения актуальных на данный момент нужд клиента, и в то же время поддерживать стратегию бизнес-вуза. Необходимо, с одной стороны, реагировать на сиюминутные нужды клиента, и в то же время упреждать их будущие потребности – в этом и состоит понятие проактивности. «Чтобы исследования были успешными, недостаточно самостоятельно работающих лидеров, нужны объединенные исследовательские группы, – подчеркнул г-н Кундротас, – тот же командный принцип надо использовать и при создании обучающих материалов».

Комментируя проблему совмещения научной и преподавательской деятельности в вузах, президент-ректор МАБ Асылбек Кожахметов заметил, что старейший казахстанский бизнес-вуз уже давно предпринимает шаги в этом направлении. В частности, чтобы высвободить время на исследования, в МАБ было решено уменьшить нагрузку (преподавания) на профессорско-преподавательский состав. В соответствии со стратегией развития академии нагрузка у ППС должна уменьшаться каждый год на 10%. Но при этом, признал он, есть случаи, когда преподаватели сами отказываются от такой разгрузки: мол, как преподаватели мы хороши, а как исследователи – может быть, не состоимся. Поэтому в каждом случае, считает ректор МАБ, подход должен быть индивидуальным, однако, конечно, кандидаты и доктора наук обязаны заниматься наукой, а остальные могут делать это по желанию.

В целом для дальнейшего успешного развития бизнес-образования в Казахстане важно осознать, на какой стадии оно находится и куда оно идет. Этот вопрос был поднят Озатом Байсеркеевым, преподавателем МВА МАБ. По оценке эксперта, с 1991 года по 2000-й бизнес-образование в РК находилось на стадии формирования: только что появились новые продукты, но при этом пока не было квалифицированного преподавательского состава. Данный факт приводил к низкому качеству образования, которое сводилось к переводу иностранных учебников. После 2000 года до 2010-го образование для бизнеса в нашей республике, по словам г-на Байсеркеева, находилось на этапе роста, когда качество образования выросло до среднего, а преподавательский состав стал более опытен, при этом все еще сохранялась тенденция заимствования иностранных учебных материалов, без собственных исследований. В отношении предстоящего десятилетия до 2020 года эксперт высказал предположение, что качество бизнес-образования вырастет до высокого уровня, преподаватели будут опытнее как в практической, так и в методологической сфере и начнут серьезные исследовательские работы. В этот период г-н Байсеркеев надеется увидеть новые бизнес-понятия, которые будут полностью основаны на казахстанских реалиях. Говоря о долгосрочной перспективе после 2020 года, эксперт прогнозирует становление движущей фазы в истории отечественного бизнес-образования, когда качество бизнес-программ в Казахстане достигнет международного уровня. В это время, возможно, руководство бизнес-программ будет отдано во власть вузов, а также будет полностью сформирована казахстанская школа менеджмента.

Также в ходе своего доклада г-н Байсеркеев представил оригинальный взгляд на типы бизнес-тренеров в РК. Так, по его мнению, всех преподавателей можно условно разделить на «звезд», «любителей», «пахарей» и «желторотиков» – в зависимости от их опыта в преподавательской, исследовательской и бизнес-деятельности. «Желторотики» – это молодые преподаватели, имеющие небольшой опыт в преподавании и практически никакого в бизнесе. «Пахари» – это преподаватели с высокими навыками педагогической деятельности, но с отсутствием опыта в предпринимательстве. «Любители» – это бизнесмены с хорошим предпринимательским опытом, но при этом практически отсутствующим опытом в качестве преподавателя. «Звезды» – это люди с высокими навыками как в бизнесе, так и в преподавании. Как считает эксперт, на четвертом этапе развития, а именно после 2020 года, среди преподавательского состава казахстанских бизнес-школ будут преобладать «звезды», а пока мы находимся на стадии перехода от преобладания преподавателей «любителей» и «пахарей».

Напомним, что еще в 1998 году была принята международная конвенция, унифицировавшая систему высшего образования во всем мире. В качестве образца утверждена американская модель со ступенями бакалавриата, магистратуры, докторантуры. Теперь в Европе и Азии, в том числе в странах СНГ, идет постепенный переход к этой системе. Параллельно с академическим образованием распространяется также американская модель бизнес-образования с присвоением степени мастера делового администрирования (Master of Business Administration – MBA), которая отличается практической направленностью. На обучение по программе МВА принимаются, как правило, только после получения определенного опыта практической работы и при наличии высшего образования. В Казахстане первые программы MBA открылись в 1996 году в Казахстанском институте менеджмента, экономики и прогнозирования (КИМЭП) и МАБ. Позже к ним присоединился Университет международного бизнеса. В течение 10 лет количество обучающихся быстро росло, в среднем на 20 – 30% в год, и достигло более 500 человек в каждой из этих трех ведущих казахстанских бизнес-школ.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

09.02.2011 • 17:06 1396

Поделиться
«Звездный» период еще впереди
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus