09.02.2011 • 17:06 1168

«Звездный» период еще впереди

Тенденции в бизнес-образовании Казахстана

С появлением рыночной экономики и развитием частного предпринимательства в Казахстане возникла проблема с тем, что и как делать в бизнесе. Наша республика стала нуждаться в профессиональных бизнесменах, управленцах и менеджерах. Главным способом решения этой проблемы, безусловно, стало создание программ бизнес-образования. Казахстанское бизнес-образование насчитывает пока только двадцатилетнюю историю развития, оно все еще остро нуждается в западном опыте и при этом в формировании собственной школы.

Соответственно данным задачам в РК периодически проводятся международные мероприятия по поддержке развития бизнес-образования. Одним из таких мероприятий стал «круглый стол» на тему «Современное бизнес-образование – итоги десятилетия», прошедший 7 февраля текущего года в Международной академии бизнеса (МАБ). Мероприятие было организовано МАБ совместно с журналом «Intellect Student Journal» в рамках недели партнерства International Partners Week.

Наряду с казахстанскими спикерами и деятелями образования о проблемах бизнес-образования высказывались и зарубежные гости – руководители вузов-партнеров Международной академии бизнеса из Чехии, Испании и Литвы, приехавшие в Алматы по специальному приглашению президента МАБ с деловыми и дружественными визитами.

Международные эксперты сошлись во мнении, что проблемы, с которыми сталкивается современное образование для бизнеса в РК, схожи с общемировыми тенденциями. Так, по словам Виргиниуса Кундротаса, президента Университета управления и экономики (ISM) Литвы, проблемы, с которыми сегодня сталкивается бизнес-образование в Европе, очень близки казахстанским вузам. В частности, проблема недостатка конкретной исследовательской работы, которая была поднята министром образования РК, в западных вузах стоит также достаточно остро. Эксперт из Литвы высказал мнение, что исследования в бизнес-школах должны быть применимы для удовлетворения актуальных на данный момент нужд клиента, и в то же время поддерживать стратегию бизнес-вуза. Необходимо, с одной стороны, реагировать на сиюминутные нужды клиента, и в то же время упреждать их будущие потребности – в этом и состоит понятие проактивности. «Чтобы исследования были успешными, недостаточно самостоятельно работающих лидеров, нужны объединенные исследовательские группы, – подчеркнул г-н Кундротас, – тот же командный принцип надо использовать и при создании обучающих материалов».

Комментируя проблему совмещения научной и преподавательской деятельности в вузах, президент-ректор МАБ Асылбек Кожахметов заметил, что старейший казахстанский бизнес-вуз уже давно предпринимает шаги в этом направлении. В частности, чтобы высвободить время на исследования, в МАБ было решено уменьшить нагрузку (преподавания) на профессорско-преподавательский состав. В соответствии со стратегией развития академии нагрузка у ППС должна уменьшаться каждый год на 10%. Но при этом, признал он, есть случаи, когда преподаватели сами отказываются от такой разгрузки: мол, как преподаватели мы хороши, а как исследователи – может быть, не состоимся. Поэтому в каждом случае, считает ректор МАБ, подход должен быть индивидуальным, однако, конечно, кандидаты и доктора наук обязаны заниматься наукой, а остальные могут делать это по желанию.

В целом для дальнейшего успешного развития бизнес-образования в Казахстане важно осознать, на какой стадии оно находится и куда оно идет. Этот вопрос был поднят Озатом Байсеркеевым, преподавателем МВА МАБ. По оценке эксперта, с 1991 года по 2000-й бизнес-образование в РК находилось на стадии формирования: только что появились новые продукты, но при этом пока не было квалифицированного преподавательского состава. Данный факт приводил к низкому качеству образования, которое сводилось к переводу иностранных учебников. После 2000 года до 2010-го образование для бизнеса в нашей республике, по словам г-на Байсеркеева, находилось на этапе роста, когда качество образования выросло до среднего, а преподавательский состав стал более опытен, при этом все еще сохранялась тенденция заимствования иностранных учебных материалов, без собственных исследований. В отношении предстоящего десятилетия до 2020 года эксперт высказал предположение, что качество бизнес-образования вырастет до высокого уровня, преподаватели будут опытнее как в практической, так и в методологической сфере и начнут серьезные исследовательские работы. В этот период г-н Байсеркеев надеется увидеть новые бизнес-понятия, которые будут полностью основаны на казахстанских реалиях. Говоря о долгосрочной перспективе после 2020 года, эксперт прогнозирует становление движущей фазы в истории отечественного бизнес-образования, когда качество бизнес-программ в Казахстане достигнет международного уровня. В это время, возможно, руководство бизнес-программ будет отдано во власть вузов, а также будет полностью сформирована казахстанская школа менеджмента.

Также в ходе своего доклада г-н Байсеркеев представил оригинальный взгляд на типы бизнес-тренеров в РК. Так, по его мнению, всех преподавателей можно условно разделить на «звезд», «любителей», «пахарей» и «желторотиков» – в зависимости от их опыта в преподавательской, исследовательской и бизнес-деятельности. «Желторотики» – это молодые преподаватели, имеющие небольшой опыт в преподавании и практически никакого в бизнесе. «Пахари» – это преподаватели с высокими навыками педагогической деятельности, но с отсутствием опыта в предпринимательстве. «Любители» – это бизнесмены с хорошим предпринимательским опытом, но при этом практически отсутствующим опытом в качестве преподавателя. «Звезды» – это люди с высокими навыками как в бизнесе, так и в преподавании. Как считает эксперт, на четвертом этапе развития, а именно после 2020 года, среди преподавательского состава казахстанских бизнес-школ будут преобладать «звезды», а пока мы находимся на стадии перехода от преобладания преподавателей «любителей» и «пахарей».

Напомним, что еще в 1998 году была принята международная конвенция, унифицировавшая систему высшего образования во всем мире. В качестве образца утверждена американская модель со ступенями бакалавриата, магистратуры, докторантуры. Теперь в Европе и Азии, в том числе в странах СНГ, идет постепенный переход к этой системе. Параллельно с академическим образованием распространяется также американская модель бизнес-образования с присвоением степени мастера делового администрирования (Master of Business Administration – MBA), которая отличается практической направленностью. На обучение по программе МВА принимаются, как правило, только после получения определенного опыта практической работы и при наличии высшего образования. В Казахстане первые программы MBA открылись в 1996 году в Казахстанском институте менеджмента, экономики и прогнозирования (КИМЭП) и МАБ. Позже к ним присоединился Университет международного бизнеса. В течение 10 лет количество обучающихся быстро росло, в среднем на 20 – 30% в год, и достигло более 500 человек в каждой из этих трех ведущих казахстанских бизнес-школ.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

09.02.2011 • 17:06 1168

Loading...