02.02.2011 • 12:38 1461

Влиятельный французский журнал о кино оценил наш фильм,

который так и не вышел в отечественный прокат

Парадоксально, но факт – фильм, не вышедший на экраны Казахстана, спустя три года после его съемок появился в прокате во Франции и попал в 10-ку лучших кинокартин.

Кинофильм «Шуга» Дарежана Омирбаева вошел в 10-ку лучших фильмов (картина заняла 9-е место) французского кинопроката 2010 года по версии редакции журнала о кино Cahiers du cinema.

«Дело в том, что кинокартина «Шуга» совместного производства Казахстана и Франции. Таким образом, прокатные права принадлежат как казахстанской, так и французской стороне», – говорит режиссер. По словам режиссера, в Казахстане фильм так и не смог выйти в прокат по причине частой смены руководства главной киностудии страны «Казахфильм» им. Ш. Айманова, на базе которой была снята кинокартина «Шуга». Напомним, что за короткий период с ноября 2007 по июнь 2008 года дважды менялись президенты АО «Казахфильм» им. Ш. Айманова. Как говорит г-н Омирбаев, «фильм «Шуга» вместе с четырьмя другими кинокартинами производства АО «Казахфильм» им. Ш. Айманова был подготовлен для проката по кинотеатрам городов Казахстана при Сергее Азимове. Однако после ухода г-на Азимова этот вопрос по неизвестным нам причинам повис в воздухе». А прокатом же во Франции занялась дистрибьюторская компания «Акконте». Фильм показывали в столице Франции Париже.

Картина «Шуга» была снята в 2007 году по мотивам романа Льва Толстого «Анна Каренина». Действие в фильме разворачивается в наши дни, в современных Алматы и Астане. Главную героиню зовут Шуга, она, так же, как и ее прототип Анна Каренина, разочаровавшись в любви и в самой жизни, бросается под поезд.

Кинокартина «Шуга» была отмечена на МКФ «Евразия» в Алматы и на МКФ «Трех континентов» в Нанте. Как отмечает сам режиссер, «фильм «Шуга» был приглашен для показа на открытие 65-го Венецианского МКФ, но затем, в самый последний момент, приглашение было отменено. Фильм снят в стиле арт-хаус, не рассчитанном на массового зрителя.

«Кино должно быть разное, не только коммерческое или исключительно арт-хаусное, авторское как это было в 1990-е годы. Нужно соблюдать баланс между элитарным и массовым кино», – сказал в интервью «Капитал.kz» Дарежан Омирбаев. Сам режиссер является представителем так называемой «казахской новой волны», авторского кино конца 1980-х и 1990-х годов. Фильмы Омирбаева уже неоднократно были награждены на международных кинофестивалях класса «А».

В формировании финального списка Cahiers du cinema принимали участие 13 кинокритиков, постоянно пишущих для журнала. Каждый из 13 экспертов составил индивидуальные списки, по итогам которых был произведен окончательный, финальный список лучших кинокартин. Итак, в 10 лучших фильмов французского кинопроката, по мнению авторов Cahiers du cinema, вошли:

1. «Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни» Апхичатпхонга Вирасетакуна («Золотая Пальмовая ветвь» 63-го Каннского МКФ)

2. «Плохой лейтенант» Вернера Херцога

3. «Социализм» Жан-Люка Годара

4. «История игрушек 3. Большой побег» Ли Анкрича

5. «Бесподобный мистер Фокс» Уэса Андерсона

6. «Серьезный человек» Итэна и Джоэла Коэнов

7.«Умереть как мужчина» Джоао Педро Родригеза

8. «Социальная сеть» Дэвида Финчера («Золотой глобус 2011»)

9. «Шуга» Дарежана Омирбаева

10. «Мать» Бон Джун-хо

Примечательно, что в финальный список победителей вошли сразу 3 кинокартины из Азии и один анимационный сиквел из Голливуда «История игрушек». Стоит также особо отметить, что в индивидуальных списках 13 авторов журнала были указаны такие кассовые мегапроекты как «Аватар», «Сумерки 3», «Алиса в стране чудес», а также политический триллер «Призрак» Романа Полански (Приз за лучший фильм 2010 года Европейской киноакадемии), драма иранского режиссера Аббаса Киаростами «Заверенная копия» (Приз за лучшую женскую роль Жюльет Бинош на 61-м Каннском МКФ), которые все же  не смогли пробиться в финальный список победителей.

Справка. Журнал Cahiers du cinema (в переводе на русский «Кинематографические тетради») по праву считается весьма влиятельным изданием о кино, в особенности арт-хаус кинематографа не только в Европе, но и во всем мире. Журнал был основан в 1951 году. Его первым главным редактором был крупный теоретик кино Андре Базен. Журнал вошел в историю как кузнец французской «новой волны». Классики французского кино, именитые режиссеры «новой волны» Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо, Клод Шаброль и другие начинали как кинокритики на страницах Cahiers du cinema. Именно в журнале Cahiers du cinema впервые были употреблены термины «авторское кино», «арт-хаус кинематограф». На сегодня интернет-версия журнала, кроме французского, выходит на английском, китайском, турецком, японском, итальянском, испанском и арабском языках.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

02.02.2011 • 12:38 1461

Loading...