12.01.2011 • 18:06 1845

Ержан Мандиев: «Сегодня каждый пятый новый автомобиль, продаваемый в Казахстане, это продукция «Азия Авто»

В Усть-Каменогорске состоялся запуск производства моделей Skoda Auto нового поколения. По итогам испытаний, проведенных представителями чешского концерна, казахстанский автосборочный завод «Азия Авто» получил разрешение на серийное производство компактного внедорожника Skoda Yeti, а также хэтчбэка и универсала Skoda Fabia New. О расширении производственной линейки и в целом об итогах года «Капитал.kz» поговорил с Ержаном Мандиевым, президентом АО «Азия Авто».

– Каких результатов за последний год Вам удалось достичь? Какие новые марки автомобилей были выпушены? На какие новые рынки Вы вышли? Насколько увеличилась производственная мощность завода?

– Уходящий год был для нас беспрецедентным в части расширения производственной линейки. Мы увеличили ряд выпускаемых моделей вдвое. Запущено производство восьми новых моделей трех марок. Это прорывной седан C-класса Chevrolet Cruze, демократичное семейство Chevrolet Aveo, новинки от Skoda Auto – новое поколение малолитражки Fabia и кроссовер Yeti – выпуск которых стартовал сегодня.

Кроме того, в этом году на «Азия Авто» было открыто производство автомобилей нашего нового партнера – корейской компании KIA Motors. Сегодня покупателю доступны среднеразмерный седан KIA Cerato и внедорожники KIA Sorento и KIA Mohave – автомобили 2010 модельного года. Богатая комплектация, эффектный дизайн и ценовое преимущество вызвали многократный рост продаж этой марки в Казахстане. Всего за три месяца с начала производства KIA вошла в тройку самых продаваемых в республике иностранных брендов.

Как результат – по итогам года объемы производства выросли более чем в четыре раза, мы утроили нашу рыночную долю – в ноябре она превысила отметку 21%.

– Можете ли Вы озвучить финансовые показатели компании за 2010 год?

– Во втором квартале мы перешли от сокращения убытка к планомерному наращиванию прибыли. По итогам года прибыль завода составила $2,83 млн. В будущем году этот показатель, по нашим оценкам, будет значительно превышен. Финансирование текущей деятельности сегодня осуществляется в плановом режиме, что позволяет нам в полной мере исполнять обязательства перед партнерами и контрагентами.

– Какая работа ведется по расширению рынка сбыта автомобилей отечественного производства? Можете ли Вы озвучить конкретные заключенные договоры?

– Сегодня прорабатывается вопрос поставок продукции «Азия Авто», прежде всего, на территорию соседней России. Интерес к автомобилям казахстанской сборки мы ощущаем по растущим объемам приграничной торговли. Сегодня россияне, приобретающие казахстанские автомобили в наших филиалах в Петропавловске, Павлодаре, других приграничных городах, это уже привычное явление. Поэтому, когда процесс формирования правовой базы Таможенного союза будет завершен, поставки в Россию станут для нас одной из главных точек роста.

Другой вектор развития – расширение географического присутствия в Казахстане. Несмотря на то, что компания располагает самой разветвленной в Казахстане филиальной сетью в 13 крупнейших городах, мы считаем необходимым расширять свою представленность в средних и малых городах и сотрудничаем с пятью дилерскими центрами. На данный момент ведутся переговоры с потенциальными дилерами в Павлодаре и Таразе.

В то же время мы продолжаем работу над реализацией долгосрочной программы строительства крупных мультибрендовых автоцентров. Помимо Алматы, сейчас такие центры работают в Усть-Каменогорске, Уральске и Атырау.

– Насколько казахстанские автомобили конкурентоспособны?

– Думаю, что справедливым показателем качества любого автомобиля являются объемы его продаж. Сегодня каждый пятый новый автомобиль, продаваемый в Казахстане, это продукция «Азия Авто». Более того, самый продаваемый в Казахстане новый автомобиль также производится нами. Конвейер завода загружен заказами на 2-3 месяца вперед, в том числе заказами на модели, выпуск которых еще не начался!

Сегодня АО «Азия Авто» освоено производство 16 моделей автомобилей, представляющих практически все наиболее популярные классы – от малолитражек до рамных внедорожников. В ближайшие месяцы эта цифра достигнет 20.

Причем многие из выпускаемых моделей могут по праву быть названы уникальными. Под их уникальностью я подразумеваю такое сочетание технологической новизны, дизайна, богатства комплектации и привлекательной цены, которое уже обеспечило им прорыв на других рынках, в том числе в странах СНГ.

Если говорить о технологической стороне, то каркасом производственного управления является система менеджмента качества, отвечающая международному стандарту ISO 9001:2008. Не далее чем в августе международный орган по сертификации TUV Thuringen e.V. завершил очередной аудит всех технических, сервисных и административных подразделений предприятия. Специалисты TUV Thuringen e.V. признали систему качества «Азия Авто» «одной из лучших среди автозаводов, действующих на постсоветском пространстве».

В целом партнерство с крупнейшими мировыми автоконцернами – Volkswagen Group, General Motors, Renault-Nissan-АВТОВАЗ, а также KIA Motors – дает нам уникальные возможности внедрения передовых технологий управления автопроизводством и бенчмаркинга в широком смысле. Более того, регулярный аудит производственных процессов, проводимый партнерами в лице названных автоконцернов, служит одним из элементов оценки системы производственного менеджмента.

– Как изменился рынок сбыта автомобилей в РК в связи с введением Таможенного союза? Ощущаете ли Вы конкуренцию со стороны российских производителей и дилеров?

– Пока российские производители ведут себя осторожнее, чем можно было ожидать. Во многом это связано с действием специальных таможенных тарифов для физических лиц. Впрочем, наиболее активные российские производители и марки, такие как «Автофрамос» с брендом Renault и калужский Volkswagen, уже проникают в казахстанский сегмент Таможенного союза.

С началом действия единого импортного тарифа с июля будущего года в полной мере можно будет ожидать экспансии российской продукции на наш рынок. Ведь в России действует более двух десятков заводов, и они имеют возможность продавать свою продукцию в Казахстане на тех же условиях, что и мы.

– В чем, на Ваш взгляд, состоит основная трудность, с которой сталкивается отечественный автопром в настоящее время? В чем Вы видите перспективы развития производства автомобилей в Казахстане?

– Полагать, что членство Казахстана в ТС – это гарантия развития автопромышленности, было бы наивно. Но до 1 января 2010 года инвестиционная среда в стране в принципе была далека от условий, которые предлагаются автопрому в других странах.

Сегодня у нас формируеется базис, складываются основные правила игры для инвесторов в автопромышленности. Безусловно, большая работа сейчас проводится государством. На этом этапе важно понимать, что полумеры в таких капиталоемких сферах, как наша, ожидаемого эффекта могут не дать. Со вступлением страны в Таможенный союз, казахстанский автопроизводитель не только получает потенциал выхода на экспортный рынок – прежде всего он сталкивается с острой конкуренцией со стороны двух десятков российских заводов. И если на счету казахстанского инвестора энтузиазм, готовность привлекать технологии, выгодная логистическая позиция и, в случае «Азия Авто» – опыт, то действующие российские производители уже используют широкий спектр налоговых преференций, получают натурные гранты, пользуются финансированием из госказны.

Россия за короткий отрезок времени прошла путь от умеренных и, как выяснилось, малоэффективных инструментов поддержки проектов автопрома до массированных мер, таких, как субсидирование потребительских кредитов, программа утилизации. Кстати, промежуточные итоги программы утилизации показали потрясающий результат: 1 рубль, потраченный бюджетом в утилизацию, вернулся в бюджет 2 рублями доходов в виде налоговых отчислений предприятий автопрома, рабочими местами и т.д.

К счастью, к автопрому сегодня приковано профессиональное внимание правительства. Однако более согласованная и уверенная позиция профильных ведомств могла бы ускорить реализацию проектов в отрасли. К сожалению, сейчас решения, принимаемые в отношении автоиндустрии, носят не вполне планомерный характер. Неожиданностью стала отсрочка перехода на стандарт «Евро-3», несмотря на давно запланированное его введение.

Разумеется, подобная непоследовательность сказывается и на возможности планирования действующих участников автомобильного рынка, и на готовности потенциальных инвесторов вкладывать средства в не вполне предсказуемый рынок. Одним словом, шансы на создание конкурентоспособного автопрома у Казахстана высоки, дело за решительными и, что немаловажно, последовательными мерами.

– Каковы краткосрочные и долгосрочные перспективы Вашей компании?

– Принципиальной позицией «Азия Авто» является курс на развитие производства новейших моделей успешных зарубежных производителей. В первом квартале 2011 года казахстанцев ожидают еще 4 новинки от KIA MOTORS: KIA Soul, KIA Optima, KIA Cadenza и KIA Sportage.

Самая оригинальная из новинок – KIA Soul. Как говорят автомобильные эксперты, класс этого автомобиля точно определить нельзя. Модель создана на стыке кроссовера, минивэна и компактного хэтчбэка. Ее первоначальный облик был разработан в калифорнийском дизайн-бюро KIA и с самого начала был рассчитан на эпатаж. При этом покупатели KIA Soul могут поучаствовать в создании собственного дизайна автомобиля. Мы предложим клиентам набор нестандартных вариантов отделки кузова, к примеру, орнамент, напоминающий татуировку, и возможность выбора необычных материалов и элементов освещения в интерьере.

Более традиционная из запланированных премьер – седан бизнес-класса KIA Optima. Автомобиль был представлен в этом году на нью-йоркском автошоу. Разработкой дизайна, как и в случае других моделей KIA нового поколения, руководил Петер Шрайер. Этот человек в свое время стал автором дизайна многих культовых автомобилей, в частности, «Фольксвагена» «Жука», Audi TT и Аudi A6.

Еще один седан, KIA Cadenza, займет свое место в сегменте представительских седанов. Автомобиль получил высшую оценку по результатам краш-теста, проведенного Национальным управлением по безопасности дорожного движения США, и максимальную оценку Страхового института безопасности дорожного движения США. Не погружаясь в детали, скажу, что Cadenza в полной мере отвечает требованиям, которые предъявляются к автомобилям люксового сегмента.

И, наконец, четвертой моделью, которую мы начнем выпускать в будущем году, станет новое поколение KIA Sportage. Как говорят сами представители KIA, в Sportage изменилось все, кроме имени. Теперь это кроссовер с удивительно харизматичным дизайном, рекордной в своем классе вместительностью и динамическими характеристиками. С новой шестиступенчатой коробкой передач автомобиль стал заметно экономнее в потреблении топлива. Но еще более убедительной причиной интереса к новинке стала ее стоимость. Разрыв между ценником KIA Sportage и конкурентами – от Nissan Qashqai до Toyota RAV4 – более чем значителен. «АЗИЯ АВТО» предложит эту модель по цене от $23 тысяч.

Если же говорить о наших стратегических планах в длинном горизонте, они остаются неизменными, и работу по ним мы не останавливали. Речь о строительстве автопроизводства полного цикла. В соответствии с соглашением о промсборке, подписанном между правительством и «Азия Авто», будущий производственный комплекс будет включать в себя цикл штамповки, сварки, окраски кузова и выпуск автокомпонентов. Мощность нового предприятия составит 120 тысяч автомобилей, общая численность персонала достигнет 12 тысяч, а производительность – $450 тысяч на 1 работающего в год.

Сегодня ведутся процедуры по юридическому оформлению права использования промплощадки, осуществляется техническое проектирование и строительство инженерной инфраструктуры объекта.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

12.01.2011 • 18:06 1845

Loading...