12.01.2011 • 18:03 1322

Не бывает «волшебной феи»

Консалтинг предлагает алгоритм для самостоятельной работы компании

Услуги консалтинга в Казахстане доступны для тех компаний, которые «могут себе это позволить». Мелким предприятиям приходится руководствоваться своей собственной интуицией и навыками. Об этом в интервью «Капитал.kz» рассказал Владимир Мастяев, генеральный директор компании Exsolcom. «Мы сотрудничаем с консультантами, чтобы выстроить систему мотивации, ключевых показателей эффективности компании, чтобы наладить работу среднего и топ-менеджмента. Есть проблема: зачастую услугами консалтинга пользуются богатые компании, у которых идет большой рост, большой коллектив», – говорит эксперт.

О том, насколько развит консалтинговый рынок в Казахстане, эксперты говорить не решаются. Причина в том, что различные сегменты данного рынка развиты по-разному. Если рассматривать услуги в области оценки или аудита, то ситуация достаточно стабильная. Есть компании, которые работают давно и имеют необходимый опыт для оказания качественных услуг, отмечает Светлана Попова, руководитель практики маркетинга консалтинговой компании Tenir-Project.

Рынок услуг в области обучения претерпел значительные изменения в 2008-2009 годах, когда после бурного роста наступил весьма заметный спад, и многие компании прекратили свое существование. «Если рассматривать сегмент услуг, связанных с решением вопросов в области развития и повышения эффективности бизнеса, то здесь из года в год происходят изменения. Наша компания давно работает именно в этом сегменте, мы проводим его мониторинг и наблюдаем периодическое появление значительного количества новых компаний, но через год-два не можем найти о них информацию», – считает г-жа Попова.

Сфера туристического консалтинга в секторе экономики является приоритетным. Статистика показывает, что выездной туризм растет, а с ним растет число недовольных туристов, говорит Румия Халитова, директор компании H2M Marketing. «Мы начали свою деятельность с целью оказания помощи международным туроператорам, сетям гостиниц, а также министерствам по туризму разных стран. Сегодня многие туристы уже предпочитают бронировать билеты и гостиницы сами по интернету. Возможно, в будущем нашим туркомпаниям придется доказывать свою необходимость. Мало кто из компаний реально занимается обучением собственных сотрудников и правильным планированием бизнес-процессов», – рассказывает она.

Любой бизнес-консалтинг – это бизнес-процесс, который будет до конца востребован, когда он в последующем будет превращаться в автоматизированный процесс. «С точки зрения IT-внедренца, могу сказать, что консалтинг сам по себе интересен, но это полдела. В любой компании, помимо оптимизации, требуется их автоматизация», – говорит г-н Мастяев. По его мнению, на данном этапе возникают сложности, потому что бизнес-консультанты, не зная продуктов по автоматизации, начинают проводить консалтинговые мероприятия в отрыве от знаний и функционала автоматизированных систем. Это приводит к проблемам, когда компания, получив отчет об оптимизации своих бизнес-процессов, далее обращается в компанию по автоматизации своих бизнес-процессов. Здесь возникает некий конфликт, потому что бизнес-процессы, которые нарисовал консультант, не всегда можно автоматизировать. Они оторваны от реальности. Нет согласованных действий между бизнес-консультантами и компаниями, которые занимаются внедренческой деятельностью и автоматизацией.

Международное сообщество менеджеров e-xecutive отмечает, что владельцам малых и средних российских компаний неэффективно обращаться в консалтинговые компании, потому что им нужны не технологии, оформленные в отчеты, а конкретные решения. «Я не соглашусь с мнением российских владельцев бизнесов по поводу неумения работы консалтинговых компаний, – говорит г-жа Халитова. – Они просто хотят быстрого решения своих проблем, которые они, возможно, создавали годами. Консалтинговая компания предлагает алгоритм – некую формулу для последующей самостоятельной работы компании, которая приведет к успеху. А они потом работать не хотят. Не бывает «волшебной феи», это только в сказках все моментально меняется после взмаха ее палочки. Надо прилагать усилия, причем постоянные».

Известна также фраза: «Эффективность консалтингового проекта зависит от обеих сторон – и от консультанта, и от заказчика». Не менее значима совместная работа в тех случаях, когда проект связан с разработкой стратегии развития, изменением организационной структуры или описанием бизнес-процессов компании. Поэтому от того, насколько четко будут оговорены результаты, возможные варианты совместной работы и риски, зависит, останется ли консультант лишь «дополнительным источником информации» или же поможет найти решения для тех вопросов, которые волнуют заказчика.

«В то же время работа с малым бизнесом действительно требует применения специфичных технологий. Наш опыт показал, что те технологии, которые хорошо зарекомендовали себя для крупных компаний, неприменимы для малого и среднего бизнеса. При работе с малым бизнесом нам приходится работать с владельцем, так как именно он играет ведущую роль не только в развитии компании, но и в ее текущей деятельности», – отмечает г-жа Попова. При работе с клиентами и крупного, и малого бизнеса эксперт сталкивается с ситуацией, когда необходимая для работы информация не предоставляется, подготовленные варианты решения проблем рассматриваются поверхностно, разработанные совместно с сотрудниками заказчика предложения по улучшению деятельности не внедряются, так как «привыкли делать иначе».

Эксперты отмечают, что для руководителей компаний сильно нежелание посвящать во все тонкости своей деятельности людей «со стороны», недоверие, стоимость предлагаемых услуг. По словам г-жи Халитовой, причины отказа работы с консалтинговыми компаниями самые разные – начиная от ссылки на свой многолетний опыт работы до отсутствия финансов и нехватки времени. «Самая распространенная причина, которая меня забавляет, – это наличие многолетнего опыта в данной сфере, и в этом случае мы начинаем объяснять, что надо рассматривать компанию с точки зрения бизнес-подхода и что надо помнить, что вы все-таки в основном являетесь экспертами в туризме, а не экспертами в стране», – подчеркивает специалист.

Работа с консалтинговыми компаниями не всегда дает «прекрасные результаты». «В нашей практике был клиент – владелец нескольких компаний, который обратился за услугой по построению системы управления. Основная проблема – бизнес медленно развивается, так как у него не хватает времени для решения проблем каждой из компаний», – констатирует г-жа Попова. Таким образом, совместно была разработана новая организационная структура, которая предполагала делегирование части полномочий менеджерам. Владелец бизнеса понимал, что это необходимо, но внутренне был не готов к тому, чтобы передать часть функций, с которыми он уже не справлялся, так как боялся потерять контроль. В итоге – в деятельность группы компаний были внесены лишь незначительные изменения.

В основном бизнес-консалтинг представлен крупными иностранными компаниями. Местные компании небольшие и разрозненные, у них нет сообщества, заключает г-н Мастяев. Зачастую все основывается не на базе портала или сайта, где можно выбрать из конкурентов, посмотреть проекты и понять, насколько сильна консалтинговая компания, а, как правило, руководитель обращается за помощью к знакомым и друзьям, с тем, чтобы они подсказали «нужного человека».

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

12.01.2011 • 18:03 1322

Loading...