Легитимность страхового полиса теперь будет подтверждать уникальный идентификационный номер
Обезопасить автовладельцев от приобретения фальшивых страховок и повысить уровень защиты прав населения на возмещение вреда при дорожно-транспортном происшествии призвано новшество в сфере автострахования. С этого года в Казахстане введен единый образец полиса обязательного страхования автовладельцев.
«Основная цель этого нововведения – пресечь распространение фальшивых страховых полисов. В Казахстане сегодня 27 компаний, реализующих полисы ОГПО, и у каждой свой бланк, свой формат, своя цветовая гамма и степени защиты. Из-за такого разнообразия сотрудникам дорожной полиции сложно определить, где настоящие, а где поддельные бланки», – поясняет управляющий директор АО «СК «Сентрас Иншуранс» Гульнара Садыбекова. По мнению эксперта, подделать новый полис будет весьма проблематично, и сотрудникам дорожной полиции также будет проще выявить подделку. Стоит отметить, что по данным страховщиков, до 20% казахстанских автовладельцев сегодня ездят с поддельными полисами.
Каждый страховой полис будет содержать уникальный номер, полученный из единой статистической базы данных. Полномочиями устанавливать требования к содержанию и изготовлению бланка, а также разрабатывать единую форму страхового полиса по обязательному страхованию автовладельцев наделено госагентство по финнадзору. Как подчеркивают эксперты, самая главная особенность нового образца полиса – это то, что введена единая его форма, которая печатается на банкнотной фабрике, и то, что каждому полису присваивается уникальный идентификационный номер из Единой страховой базы данных (ЕСБД). «Надеемся, что с 1 января 2011 года с введением единого полиса с уникальным идентификационным номером исправится ситуация с наличием поддельных полисов. Идентификационный номер подтверждает легитимность страхового полиса. Кроме того, эти меры будут дисциплинировать процессы продаж в страховых компаниях, поскольку длительное время должный контроль продаж страховых полисов через агентов отсутствовал», – считает председатель правления АО «СК «Коммеск-?мір» Владимир Акентьев. Он также полагает, что введение единого полиса позволит сотрудникам дорожной полиции быстрее определять нелегитимные полисы, особенно если в дальнейшем база данных дорожной полиции и ЕСБД будут интегрированы и все заинтересованные стороны будут обладать полной и достоверной информацией.
По законодательству требование по использованию единого полиса обязательно для всех страховых компаний, осуществляющих обязательное страхование ГПО ВТС. При этом менять имеющиеся полисы в срочном порядке не нужно. Единый полис будет вводиться в течение 2011 года по мере страхования автовладельцев. Полисы старых образцов, выданные до 1 января текущего года, будут действовать до истечения срока действия. Не повлияет нововведение и на стоимость страховки, хотя ее удорожания не избежать, но по другой причине. «Повышения цен для автовладельцев в связи с введением единого бланка не будет. Стоимость полиса ОГПО регламентируется законодательством Республики Казахстан и установлена в месячных расчетных показателях (МРП). Поэтому изменение стоимости страхования будет только в связи с увеличением показателя МРП с 1413 тенге в 2010 году до 1512 тенге в 2011 году», – уточняет управляющий директор АО «СК «Сентрас Иншуранс». При этом затраты, связанные с изготовлением полисов единого образца для страховых компаний, увеличатся, так как они будут печататься на специальной бумаге с водяными знаками. «Если в прошлые годы компании могли заказывать полисы по 9-14 тенге (также с несколькими степенями защиты, но без водяных знаков), то в этом году они будут приобретать единые полисы на банкнотной фабрике по 25 тенге. Мы считаем, что введение единого полиса позволит вывести значительный объем средств из незаконного оборота в реальный финансовый сектор», – считает Гульнара Садыбекова.