19.09.2012 • 20:40 3028

15% оборота товарных бирж РК будет осуществляться в анонимном режиме

В июле этого года в Закон Республики Казахстан «О товарных биржах» был внесен ряд изменений и дополнений. Данные нововведения повышают требования к товарным биржам, что является обязательным условием для обеспечения развитой биржевой инфраструктуры, регулирования товарных рынков, их эффективного налогообложения, а также проведения справедливой и максимально результативной дотационной политики. Об этом в интервью «Капитал.kz» рассказал Тимур Жаксылыков, вице-министр экономического развития и торговли РК.

– Одна из последних широко обсуждаемых новостей на биржевом рынке – внесение ряда изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан от 4 мая 2009 года «О товарных биржах». Могли бы Вы рассказать, какие именно изменения и дополнения были приняты?

– До последнего времени большая часть существующих в Казахстане товарных бирж не имела действующей современной электронной торговой системы, не были определены требования к программному обеспечению товарных бирж, к собственному капиталу бирж, биржевых брокеров и дилеров, а система гарантий и расчетов не предусматривала ответственности бирж за исполнение обязательств по итогам сделок. Существующие товарные биржи не исполняли своих функций по установлению публичных цен на значимые товары и обеспечению гарантий расчетов, и, соответственно, их возможность влиять на ценовую конъюнктуру практически отсутствовала.

Как известно, основная функция современных товарных бирж в любой национальной экономике – это функция ценообразования, другая же, не менее важная функция, – это предоставление возможности страхования ценовых рисков посредством осуществления биржевых операций с производными инструментами на тот или иной товарный актив, или хеджирование. В мировой практике товарные биржи помимо исполнения функции международного канала продаж также формируют котировки на те или иные товары, оказывая тем самым значительное влияние на мировые товарные рынки.

В казахстанских реалиях на развитие биржевой торговли могло повлиять только активное государственное стимулирование, выраженное в законодательном определении необходимых изменений и дополнений. Таким образом, изменения и дополнения, внесенные в Закон Республики Казахстан «О товарных биржах», являются одним из последовательных шагов правительства в части основных нормативных правовых актов, направленных на регулирование деятельности участников товарных рынков, стимулирующих развитие рынка и ориентирующих его на мировые стандарты.

В частности, это определение требований к техническому оснащению бирж, а также закрепление законодательно понятия электронного биржевого анонимного аукциона. Режим двойного встречного анонимного аукциона (ДВАА) соответствует международным стандартам, поскольку обеспечивает риски участников, делает ценообразование прозрачным, а ценовые индикаторы признаваемыми и справедливыми. Как известно, в перечень биржевых товаров включены стратегические для Казахстана товары, такие как пшеница, цемент и уголь – в ближайшем будущем надеемся получить точное ценообразование и признаваемые индексы на них. Таким образом, в поправках было предусмотрено обязательное участие 15-типроцентной доли от биржевого оборота в режиме анонимного биржевого аукциона.

 – Могли бы рассказать об этом подробнее?

– На сегодня предусмотрен обязательный оборот – не менее 15% от общего собственного биржевого оборота товаров, вошедших в перечень биржевых товаров, который должен быть осуществлен в режиме двойного встречного анонимного аукциона. В международной практике, к примеру, в странах ближнего зарубежья – Беларуси и России предусмотрены обязательства участия определенной доли от оборота в анонимном режиме. Например, в последнее время производители нефтепродуктов в России должны 15% от объема реализации товара торговать в режиме ДВАА. Появление подобной схемы у нас – станет шагом к справедливому ценообразованию, ведь принятые изменения, безусловно, повышают требования к товарным биржам, что является обязательным для обеспечения развитой биржевой инфраструктуры.

 – Какой эффект от этого получат государство и МСБ?

 – Во-первых, эффективная биржевая торговля как система современного развитого бизнеса дает мультипликативный эффект для всей экономики, позволяя другим отраслям, в том числе МСБ, уменьшать издержки на маркетинг, логистику, продажи и, в конечном счете, снижать оптовые и розничные цены. С экономической точки зрения мы получим ускорение оборачиваемости средств, сокращение торговых издержек, обеспечение всем участникам бизнеса и прежде всего участникам МСБ равного доступа к товарам, а значит, равных возможностей для ведения бизнеса. Таким образом, ликвидная биржевая торговля создаст все условия для перехода казахстанских товарных рынков на качественно иной уровень организации, который придаст энергию развития как отечественному МСБ, так и экономике в целом.

К сожалению, у большинства отечественных потребителей и производителей товаров нет практики и понимания специфики биржевой торговли. Зачастую нововведения, которые делает та или иная биржа, сталкиваются с недостаточным спросом со стороны тех участников, которые должны быть заинтересованы в их развитии. Я считаю, динамичное развитие казахстанского общества и экономики должно идти в ногу с развитием международного рынка и данный законопроект приведет в соответствие нормы, обеспечивающие эффективное развитие организованных рынков.

Если говорить об эффекте для государства – появится возможность для реального регулирования товарных рынков, их эффективного и справедливого налогообложения, а также проведения справедливой и результативной дотационной политики там, где это необходимо.

 – Какова на сегодня доля объема торговых операций через биржи в общем объеме оптового товарооборота?

– Как известно, сектор торговли выполняет важную как экономическую, так и социальную роль – в среднем в мире вклад торговли в ВВП составляет порядка 10%, а в общую занятость – до 13%.

В Казахстане торговля в структуре ВВП составляет 14,5%. В этой сфере сегодня занято более 1 млн 200 тыс. человек, или около 15% от экономически активного населения – это второй результат после отрасли сельского хозяйства. В 2011 году оборот по всем биржам республики составил порядка $3 млрд, продемонстрировав рост показателей в сравнении с 2010 годом почти в 5 раз. О чем это говорит? О том, что большая часть рынка понимает, что товарный биржевой рынок – это механизм справедливого ценообразования: справедливая биржевая цена отсекает коррупцию. Пока есть анонимная торговля на биржевой площадке при наличии нормальной ликвидности, цена товара является объективной. Согласно международному опыту, только двойной встречный анонимный аукцион обеспечивает возможность определения эффективной цены. Данный режим торговли является общепризнанным, и я надеюсь, что с него начнется следующий этап развития биржевой торговли в Казахстане.

Максим Азаров

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

19.09.2012 • 20:40 3028

Loading...