Спрос растет вместе с рисками

19.09.2012 • 20:25 4339

Спрос растет вместе с рисками

Рост розничной торговли говорит о росте спроса населения. Но спрос за счет роста цен на продовольственные и непродовольственные товары может оказаться иллюзорным.

Как сообщило на прошлой неделе Агентство РК по статистике, в Казахстане объем розничной торговли в январе-августе 2012 года увеличился по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 12,8% и достиг 2648,9 млрд енге ($17,6 млрд).

При этом объем реализации товаров торгующими предприятиями составил в январе-августе 2012 года 1365,4 млрд тенге ($9,1 млрд) или на 10,7% больше, чем в январе-августе 2011 года.

В январе-августе 2012 года объем торговли на рынках и индивидуальными предпринимателями увеличился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 15,3%, доля данного канала реализации в общем объеме розничной торговли составила 48,5%, уточнили в агентстве.

Как пояснили в ведомстве, в структуре розничной торговли преобладают непродовольственные товары (63,7% к общему объему розничной торговли). Розничная реализация непродовольственных товаров увеличилась на 11,2% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, продовольственных товаров – на 15,7%.

С одной стороны, потребительский спрос будет расти, с другой стороны, рост кредитования будет оказывать на казахстанскую экономику мощное давление. Причем многое зависит от того, сможет ли Нацбанк РК удержать инфляцию в заданных рамках. Если да, то рост потребительского спроса выльется в рост валового внутреннего продукта, в обратном случае – бесценивание тенге приведет к социальному напряжению в обществе.

Старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций Талгат Мусабеков в исследовании, опубликованном на сайте агентства, предупреждает, что нужно четко делить рост ВВП за счет роста цен и рост ВВП за счет физического прироста производства. Анализируя данные за 2005-2007 годы, он констатирует, что денежная масса за этот период более чем удвоилась, увеличившись с 2,06 до 4,6 трлн енге. Естественно, растущий внутренний спрос привел к росту потребления, и более чем на треть он покрывался за счет роста физических объемов импорта.

«Причем прирост внутреннего спроса в 2001-2007 годах более чем на 55% компенсировался ростом цен на импорт и внутреннее производство, и только на 11% – физическим ростом внутреннего производства. Другими словами, в ответ на рост внутреннего спроса в 2001-2007 годы более половины прироста покрывалось ростом цен и на треть – ростом импорта», – читает г-н Мусабеков.

При этом рост цен на внутреннее производство обусловлен высокой маржой, закладываемой казахстанскими резидентами в цену продукции, во многом благодаря высоким транзакционным издержкам, которые предприятия компенсировали за счет конечного потребителя. «Только в торговом бизнесе маржа продавцов могла достигать 50% и более. Скачок цен на импортируемые продовольственные товары на 24% в 2006-2007 годах лишь усилил предпосылки к назревавшей инфляции. Все эти факторы в итоге привели к перегреву потребительского рынка и скачку инфляции на 18,8% в 2007-м и на 9,4% в 2008 году», – полагает аналитик.

В конце января по итогам 2011 года в рейтинге роста цен на продукты Казахстан занял четвертое место среди 33 стран. Позиционирование стран следующее: Беларусь (+123,8%), Турция (12,2%), Кипр (12,1%), Казахстан (9,6%), Молдова (7,4%), Армения (6,1%), Мальта (5,6%), Чехия (5,3%).

По данным Агентства РК по статистике, за первое полугодие 2012 года в страну завезено растительной и животной продукции в общей сложности на сумму $1,858 млрд (на $1 млрд из стран СНГ).

На сегодняшний день в страну поставляются: из Кыргызстана и Египта – картофель, помидоры – из Центральной Азии и Китая, капуста – из стран Средней Азии и даже Европы. При этом доля отечественных фруктов на рынке не доходит до 10%. Аналогичная ситуация сложилась с мясом, крупами, жирами и маслами. Собственная казахстанская продукция без доли импорта представлена только мукой, хлебом и солью.

Так как Алматы является торговым центром всей страны, рост цен на непродовольственные товары отмечен и в других регионах Казахстана: где-то раньше, где-то позже. Но потребительский спрос, в основе которого лежит рост цен на продовольственные и непродовольственные товары, может оказаться иллюзорным. Инфляция перекроет позитив от роста спроса.

Аманжол Сагындыков

«Персоны Капитала». Истории успешных бизнесменов. Известные имена и лучшие бизнес-идеи. Подписывайтесь на нас здесь.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

19.09.2012 • 20:25 4339

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Спрос растет вместе с рисками
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus