Недавно заместитель председателя комитета автомобильных дорог министерства транспорта и коммуникаций Нурланбек Омирбаев выступил с предложением о том, чтобы в стране появился национальный оператор по управлению автомобильными дорогами. На сегодняшний день именно комитет автомобильных дорог занимается всем, что связано с этими транспортными коммуникациями. Понятно, что это хозяйство крайне сложное, и один комитет, кто бы там ни работал, со всем кругом возникающих проблем не справится.
В разгар большой стройки
Это предложение весьма своевременно, так как сделано в разгар большой стройки. В Казахстане осуществляется проект реконструкции автодороги «Западная Европа – Западный Китай», который откроет самый короткий сухопутный путь из Европы в Азию и обратно. В рамках данного проекта в Казахстане будет построено несколько платных автодорог.
Как заметил г-н Омирбаев, в ведение оператора отойдут вопросы состояния автодорог и платного проезда по некоторым из них, а также выпуск облигаций для привлечения средств инвесторов для строительства новых автомобильных полотен.
По его словам, вопрос о создании структуры, которая будет управлять автодорогами, в том числе платными, и реализовывать проекты как бюджетные, так и проекты государственно-частного партнерства, сейчас активно обсуждается в МТК. Министерство уже подготовило соответствующие поправки в законодательные акты, и в ближайшее время они будут внесены на рассмотрение правительства. Позже в интервью журналистам г-н Омирбаев не исключил, что такой нацоператор может быть создан на базе РГП «Казахавтодор».
«Мы планируем наделить нацоператора полномочиями по выпуску инфраструктурных облигаций для привлечения средств инвесторов», – подчеркнул зампред комитета.
Одной из первых платной станет единственная пока в республике автомагистраль Астана – Бурабай. По словам зампреда комитета автодорог, плату за проезд могут ввести уже в декабре этого года.
Платным со временем станет и казахстанский участок автокоридора «Западная Европа – Западный Китай», строительство которого планируют завершить к 2015 году.
Кто, если не бизнес
Кое-какие тарифы уже имеются. Так, по словам г-на Омирбаева, стоимость проезда по дороге Астана – Бурабай будет достаточно щадящей по отношению к автомобилистам-любителям: порядка 300 тенге. «Пока стоимость определена в размере 1 тенге для легковых автомобилей с каждого километра пройденного пути и от 5 до 15 тенге для грузовых автомобилей (в зависимости от тяжести) и автобусов», – уточнил он.
Есть планы и по автокоридору. «На первой стадии мы планируем на определенных участках этого коридора в Южно-Казахстанской и Жамбылской областях ввести плату, а в целом, когда национальный оператор по управлению автодорогами приступит полностью к своей деятельности, мы планируем вводить плату на всей протяженности дороги», – сказал Нурланбек Омирбаев.
Первые участки этой дороги на территории Казахстана протяженностью 215 километров сданы еще в 2011 году в Актюбинской области. В 2012 году планируется сдача дополнительно еще 700 километров дороги.
Платной также станет Большая алматинская кольцевая автомобильная дорога (БАКАД) из-за привлечения в проект концессионеров. «Плату мы будем определять уже после того, как будет составлена финансовая модель этого проекта – окупаемость минус доля государственной поддержки», – отмечает г-н Омирбаев.
Европейский опыт
Мировой опыт управления автодорогами для Казахстана не всегда применим. Например, комитет автомобильных дорог, предлагая сделать платными основные автомагистрали страны, понимает, что альтернативы им нет. К примеру, в той же Европе ситуация иная. В Дании платными являются только два моста, а все остальные дороги бесплатные.
Во всей Европе платными дорогами занимается Ассоциация автомагистралей, и эта же организация управляет и строит платные дороги. Ассоциация объединяет страны Европы и 23 тыс. км платных дорог. Тарифы на проезд различаются в зависимости от массы и типа транспорта – в Европе существует пять тарифных групп. Лидерами по количеству платных дорог являются Франция, Италия и Германия – в этих странах такие дороги давно стали атрибутом комфорта и удобства. Да и выгода очевидна: экономия бензина и времени, а также окупаемый расход на поездки. В Словакии за сумму чуть больше доллара можно ездить две недели по дорогам наилучшего качества. В Чехии за пять евро – целую неделю, а за сорок пять евро – приобрести абонемент на целый год.
Судя по приведенным суммам, казахстанские дороги готовы стать одними из самых дорогих в мире. А в то, что Казахстан построит дороги качественнее, чем в Чехии и Словакии, пока что верится с большим трудом.
Аманжол Сагындыков