USD
524.02₸
+1.390
EUR
545.19₸
-3.470
RUB
5.09₸
+0.020
BRENT
72.22$
-0.040
BTC
94781.20$
-3309.300

Дорогами управлять – не поле перейти

Недавно заместитель председателя комитета автомобильных дорог министерства транспорта и коммуникаций Нурланбек Омирбаев выступил...

Share
Share
Share
Tweet
Share
Дорогами управлять – не поле перейти- Kapital.kz

Недавно заместитель председателя комитета автомобильных дорог министерства транспорта и коммуникаций Нурланбек Омирбаев выступил с предложением о том, чтобы в стране появился национальный оператор по управлению автомобильными дорогами. На сегодняшний день именно комитет автомобильных дорог занимается всем, что связано с этими транспортными коммуникациями. Понятно, что это хозяйство крайне сложное, и один комитет, кто бы там ни работал, со всем кругом возникающих проблем не справится.

В разгар большой стройки

Это предложение весьма своевременно, так как сделано в разгар большой стройки. В Казахстане осуществляется проект реконструкции автодороги «Западная Европа – Западный Китай», который откроет самый короткий сухопутный путь из Европы в Азию и обратно. В рамках данного проекта в Казахстане будет построено несколько платных автодорог.

Как заметил г-н Омирбаев, в ведение оператора отойдут вопросы состояния автодорог и платного проезда по некоторым из них, а также выпуск облигаций для привлечения средств инвесторов для строительства новых автомобильных полотен.

По его словам, вопрос о создании структуры, которая будет управлять автодорогами, в том числе платными, и реализовывать проекты как бюджетные, так и проекты государственно-частного партнерства, сейчас активно обсуждается в МТК. Министерство уже подготовило соответствующие поправки в законодательные акты, и в ближайшее время они будут внесены на рассмотрение правительства. Позже в интервью журналистам г-н Омирбаев не исключил, что такой нацоператор может быть создан на базе РГП «Казахавтодор».

«Мы планируем наделить нацоператора полномочиями по выпуску инфраструктурных облигаций для привлечения средств инвесторов», – подчеркнул зампред комитета.

Одной из первых платной станет единственная пока в республике автомагистраль Астана – Бурабай. По словам зампреда комитета автодорог, плату за проезд могут ввести уже в декабре этого года.

Платным со временем станет и казахстанский участок автокоридора «Западная Европа – Западный Китай», строительство которого планируют завершить к 2015 году.

Кто, если не бизнес

Кое-какие тарифы уже имеются. Так, по словам г-на Омирбаева, стоимость проезда по дороге Астана – Бурабай будет достаточно щадящей по отношению к автомобилистам-любителям: порядка 300 тенге. «Пока стоимость определена в размере 1 тенге для легковых автомобилей с каждого километра пройденного пути и от 5 до 15 тенге для грузовых автомобилей (в зависимости от тяжести) и автобусов», – уточнил он.

Есть планы и по автокоридору. «На первой стадии мы планируем на определенных участках этого коридора в Южно-Казахстанской и Жамбылской областях ввести плату, а в целом, когда национальный оператор по управлению автодорогами приступит полностью к своей деятельности, мы планируем вводить плату на всей протяженности дороги», – сказал Нурланбек Омирбаев.

Первые участки этой дороги на территории Казахстана протяженностью 215 километров сданы еще в 2011 году в Актюбинской области. В 2012 году планируется сдача дополнительно еще 700 километров дороги.

Платной также станет Большая алматинская кольцевая автомобильная дорога (БАКАД) из-за привлечения в проект концессионеров. «Плату мы будем определять уже после того, как будет составлена финансовая модель этого проекта – окупаемость минус доля государственной поддержки», – отмечает г-н Омирбаев.

Европейский опыт

Мировой опыт управления автодорогами для Казахстана не всегда применим. Например, комитет автомобильных дорог, предлагая сделать платными основные автомагистрали страны, понимает, что альтернативы им нет. К примеру, в той же Европе ситуация иная. В Дании платными являются только два моста, а все остальные дороги бесплатные.

Во всей Европе платными дорогами занимается Ассоциация автомагистралей, и эта же организация управляет и строит платные дороги. Ассоциация объединяет страны Европы и 23 тыс. км платных дорог. Тарифы на проезд различаются в зависимости от массы и типа транспорта – в Европе существует пять тарифных групп. Лидерами по количеству платных дорог являются Франция, Италия и Германия – в этих странах такие дороги давно стали атрибутом комфорта и удобства. Да и выгода очевидна: экономия бензина и времени, а также окупаемый расход на поездки. В Словакии за сумму чуть больше доллара можно ездить две недели по дорогам наилучшего качества. В Чехии за пять евро – целую неделю, а за сорок пять евро – приобрести абонемент на целый год.

Судя по приведенным суммам, казахстанские дороги готовы стать одними из самых дорогих в мире. А в то, что Казахстан построит дороги качественнее, чем в Чехии и Словакии, пока что верится с большим трудом.

Аманжол Сагындыков

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.