USD
523.86₸
-0.160
EUR
544.34₸
-0.850
RUB
5.11₸
+0.020
BRENT
72.98$
BTC
98660.00$
+1214.300

Оксана Косаченко: «В нашей работе проще перечислить самое лёгкое»

Высокие скорости, дымящиеся покрышки, столкновения болидов, эффектная и слаженная работа команд техников на пит-стопах – это все...

Share
Share
Share
Tweet
Share
Оксана Косаченко: «В нашей работе проще перечислить самое лёгкое»- Kapital.kz

Высокие скорости, дымящиеся покрышки, столкновения болидов, эффектная и слаженная работа команд техников на пит-стопах – это все «Формула-1». Однако это всего лишь верхушка айсберга, увидеть которую позволено обывателю.

Засекреченные разработки инженеров и конструкторов, подготовка и ремонт болидов, работа менеджеров, спонсорские контракты, логистика – это малая часть того, без чего «Формула-1» просто немыслима. С чем сталкиваются менеджеры «Формулы-1» в процессе работы, как происходит становление гонщиков и их повышение в классе, об отношениях команд и спонсоров и о многом другом в эксклюзивном интервью «Капитал.kz» рассказала Оксана Косаченко – менеджер первого российского гонщика «Формулы-1» Виталия Петрова.

– С автоспортом Вы связаны во многих ипостасях. Как известно, Вы комментировали «Формулу-1», сами выступали в Кубке России, организовывали этапы Russian Touring Car Championship, а также являетесь менеджером первого российского гонщика «Формулы-1» Виталия Петрова. Какая из этих областей представляет лично для Вас наибольший интерес? И где бы Вы еще хотели бы себя попробовать?

– Я думаю, что чем глубже человек погружается в свою профессию, тем эффективнее он работает. В моей жизни все сложилось как по книжке. Сначала меня пригласили работать на канал РТР, но мне было сложно комментировать тот спорт, о котором я ничего не знала. Вот и решилась попробовать себя за рулем настоящего гоночного болида. А, посмотрев, как организуются соревнования в России, созрела до того, чтобы поучаствовать в усовершенствовании этого процесса. Именно на российских трассах я и познакомилась с Виталием. Так что все закономерно. Я по-прежнему работаю комментатором, только теперь предпочитаю это делать на независимом канале Eurosport – тут гораздо больше возможностей для популяризации автоспорта. Параллельно работаю с Виталием и другими молодыми пилотами, совмещая работу менеджера и журналиста. Не осталось времени для серьезных выступлений в гонках, так что иногда езжу в Европу, чтобы просто для удовольствия прокатиться на болиде «Формулы-1». Если же помечтать о том, в чем бы себя хотелось еще попробовать, то я думаю, что удивлю многих. В 2012 году нашим партнером стал холдинг «Вертолеты России» – там работают восхитительные профессиональные люди. Они меня заразили небом. Сейчас ищу время, чтобы научиться управлять вертолетом.

– Как известно, с Виталием Петровым Вы работаете давно. В какой момент Вы, как менеджер, поняли, что ему по силам совершить повышение в классе и выступать в «Формуле-1»?

– Честно говоря, я с самого начала поставила себе цель – добиться того, чтобы Виталий стал пилотом «Больших призов». Наш совместный путь к этой цели был сложным – почти пять лет Виталий категорически отказывался слышать о «Формуле-1». Он мечтал о ралли. Он и сейчас об этом мечтает. Как только Виталий по-настоящему понял, что мы сможем пробиться в «Формулу-1», он стал гораздо более результативно выступать. Это случилось в 2009 году – в тот год он стал вице-чемпионом серии GP2.

– По Вашему мнению, не стал ли подобный шаг преждевременным?

– Сейчас поздно говорить о том, вовремя ли был сделан этот шаг или следовало подождать. Чего ждать-то? Виталий уже добился высоких результатов во всех молодежных сериях, и нам надо было либо двигаться вперед, либо вешать шлем на гвоздь. Я думаю, со спортивной точки зрения, Виталий был готов к приходу в «Формулу-1». А вот в стране пока не настал тот момент, когда она была готова принять и поддержать своего пилота в самом дорогостоящем виде спорта. Тем более что мы подготовили «двойной удар» – в 2010 одновременно в «Формуле-1» дебютировали российский пилот и российская команда «Маруся».

– С чем наиболее сложным сталкиваются менеджеры в процессе работы со своими подопечными?

– Проще сказать, что самое легкое (смеется). Вся работа в автоспорте очень напряженная и нестандартная. Я каждый день сталкиваюсь с новыми проблемами, и их приходится решать. Справляюсь с большей или меньшей долей успеха. Пока осталась одна вершина, которую мне не удалось покорить. Очень хочется дождаться того момента, когда в стране появится настоящий и устойчивый интерес к автоспорту.

– Когда пилот становится эффективным в контексте бизнес-проекта?

– Это сложный вопрос и на него нет однозначного циркулярного ответа. Многие западные компании поддерживают совсем юных пилотов, которые только делают первые шаги в картинге. Крупные корпорации вкладывают деньги в развитие детского спорта, чтобы позже «снять пенки», активно задействовав уже зрелого спортсмена в своих коммуникациях. Другой пример – государственная заинтересованность. Например, венесуэльского пилота Пастора Мальдонадо поддерживает лично Уго Чавес. Именно президент Венесуэлы выдвинул нефтяной концерн PDVSA в постоянные партнеры. Богатейший бизнесмен планеты Карлос Слим поддерживает нескольких мексиканских гонщиков, выступающих не только в «Формуле-1», но и в молодежных сериях. Могу привести и пример из собственного опыта. В 2012 году команда «Формулы-1» «Катэрхем» подписала партнерский контракт с холдингом «Вертолеты России», который широко известен в мире и эффективно использует площадку «Формулы-1» для укрепления своего имиджа.

– Кто, на Ваш взгляд, из российских гонщиков, помимо Виталия Петрова, готов выступать в «Формуле-1»?

– Пока в серьезных гоночных сериях наши ребята высоких результатов не добиваются. Говорить о перспективах пилотов «младших» серий просто рано. Иногда пилот отлично выглядит в Формуле-Renault, а в большой машине теряется. Много перспективных ребят среди наших картингистов. И все же я еще раз подчеркну, что важно не только показывать высокие результаты, но иметь серьезную поддержку. Без нее пробиться почти не реально. Вспомните, Михаил Алешин – два года назад он выиграл мировую серию «Рено», а продолжения карьеры так и не последовало. А ведь Михаил считался самым быстрым российским пилотом. Значит, просчеты менеджмента и отсутствие достойного финансирования не дали парню развернуться. А в целом у России надежная резервная группа – Сергей Сироткин, Дмитрий Суранович, Юрий Григоренко, Даниил Квят.

– Есть ли такие гонщики на постсоветском пространстве?

– Повторюсь. Много перспективных и высокоскоростных пилотов. Но тех, за кем есть серьезные партнеры, надежное плечо, можно пересчитать по пальцам. Это, пожалуй, Кевин Корьюс из Эстонии и россиянин Даниил Квят. Возможно, есть еще кто-то, но он просто не попался мне на глаза.

– После финансовых проблем с командой Renault Виталий Петров заручился поддержкой российских бизнесменов. В этой связи хотелось бы узнать общую картину целиком, насколько охотно спонсоры вкладывают средства в автоспорт?

– Официально заявляю, не было никаких финансовых проблем с Renault. Это домыслы.

– В свое время бытовало мнение о том, что квадратный сантиметр комбинезона Михаэля Шумахера стоил баснословных денег (использование в рекламных целях). Сколько сейчас компании готовы платить за размещение своих логотипов?

– Да не существует никакого прайс-листа в автоспорте. Это вопрос договоренностей. Многое также зависит от уровня команды, за которую выступает пилот. Тем более сантиметрами мы не торгуем. Спонсорский контракт может быть рассчитан как на несколько миллионов евро, так и на несколько десятков миллионов евро. Естественно, что в командах большой тройки сложно найти партнерское предложение за миллион. Зато такой бюджет вполне пригодится команде помладше. При этом в небольших командах гораздо больше возможностей для реализации маркетингового плана. То, что в огромных командах будут согласовывать по несколько месяцев, в «Катэрхеме» решается одним телефонным звонком. Если хочется абсолютных цифр, то скажу так. Как вы там говорите – «почем квадратный сантиметр»? Отвечу: минимальный спонсорский контракт в «Катэрхеме» оценивается в несколько миллионов евро.

– Если в целом говорить о рекламном сегменте в автоспорте, то какая доля спонсорских соглашений приходится на команды, а какая на пилотов?

– Безусловно, команды перетягивают львиную долю рекламных бюджетов – это и понятно. Они обладают гораздо большими возможностями для реализации рекламных программ. Чтобы было понятнее, поясню. На автомобилях «Формулы-1» размещаются логотипы только спонсоров команды. Персональным спонсорам позволительно занимать пару мест на шлеме и одно – два небольших места на комбинезоне пилота. Все остальное с потрохами принадлежит команде. Могут быть и иные договоренности пилота с личным спонсором. Например, Михаэль Шумахер всегда носит кепку с логотипом своего давнего персонального партнера. Личные спонсоры пилота – это крохи по сравнению со спонсорами команд. В 90% случаев пилот подписывает такой контракт с командой, по которому он обязан «отработать» перед всеми спонсорами команды, а уж потом, если останется время, может удовлетворить потребности персонального спонсора. И это понятно – команда тратит колоссальные средства на разработку машин, вкладывается в инженерию, содержит команду. Пилоту же весь этот высокотехнологичный агрегат доверяют лишь во время Гран-при, которых всего двадцать в году.

– Какая динамика суммарного участия спонсоров в автоспорте, в частности в «Формуле-1», наблюдается по сравнению с прошлыми годами?

– В прошлом году влияние рецессии чувствовалось гораздо больше. Сейчас спонсоры увеличивают свои инвестиции, в «Формулу-1» приходят новые партнеры. Я бы оценила рынок 2012 года в 125% от предыдущего. Интересная динамика наблюдается и в географическом смысле – в «Формулу» приходят компании из Азии, из Латинской Америки. Это объяснимо: в данных регионах стали проводиться Гран-при и появились национальные пилоты. Совершенно закономерно, что всплеск интереса к автоспорту привел и к увеличению числа компаний, включивших «Формулу-1» в свои рекламные программы.

– Сколько средств затрачивается на содержание команды за сезон?

– Какие-то команды укладываются в бюджет в сто миллионов евро, кому-то мало и полумиллиарда. Борьба за сокращение расходов в «Формуле-1» пока не дала серьезных результатов, но контроль за расходованием средств значительно ужесточился.

Алишер Абдулин

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.