USD
474.47₸
-3.100
EUR
503.51₸
+0.290
RUB
4.88₸
-0.040
BRENT
93.11$
BTC
26964.00$
-0.001

Пить или не пить?

Изменились ли предпочтения казахстанцев в выборе алкоголяСегодня состояние виноградарства в Казахстане можно охарактеризовать ка...

Share
Share
Share
Tweet
Share
Пить или не пить?- Kapital.kz

Изменились ли предпочтения казахстанцев в выборе алкоголя

Сегодня состояние виноградарства в Казахстане можно охарактеризовать как убыточное. Основная причина – отсутствие государственной программы, предусматривающей субсидирование отрасли в необходимом для ее развития объеме. Об этом «Капитал.kz» рассказала Наталья Герман, заместитель директора по маркетингу и продажам ТОО «ТД «Бахус Сауда».

«Отсутствие необходимых условий для развития казахстанского виноградарства и виноделия привело к тому, что площади виноградников в Казахстане с 1989 года сократились с 27 тыс. до 5-6 тыс. гектаров. Причем в настоящее время кризис достиг угрожающих размеров. Средняя урожайность с гектара в отрасли упала с 10 до 3-х тонн винограда», – объясняет г-жа Герман.

По ее мнению, рынок алкогольной продукции, в том числе и внешнеторговая составляющая, в последние годы динамично развивается. Однако импорт весьма агрессивно теснит конкурентные позиции отечественных производителей спиртного. А потому наблюдается определенная напряженность в отрасли.

«Основные поставщики алкогольной продукции в РК – Молдова, Грузия, Франция, Италия, Россия и Украина. Сегодня в республике условия для импорта более привлекательны, чем для выращивания винограда и производства винной продукции внутри страны. Низкий размер ввозной пошлины, а, следовательно, и невысокая стоимость импортного алкоголя, ставит в неравные условия отечественных производителей», – убеждена заместитель директора по маркетингу и продажам ТОО «ТД «Бахус Сауда».

Как говорят специалисты, при сохранении такой динамики роста импорта в обозримом будущем производство алкоголя в Казахстане прекратит свое существование.

«Темпы роста импорта алкогольной продукции составляют 15-20% год. При таком прогнозе можно говорить о нарушении равновесия в отрасли. Славная традиция отечественного виноделия может пресечься, а наша страна попадет в зависимость от алкогольного импорта. И в этой связи отсутствие поддержки со стороны государства может привести к потере целой отрасли», – считает специалист.

Прежде казахстанская винодельческая продукция выгодно отличалась по цене от импортных вин. Тем более при высоком качестве продукции это было сильным конкурентным преимуществом. «Сейчас ситуация изменилась – производители импортного вина ближнего зарубежья предлагают свою продукцию на местном рынке в среднем ценовом сегменте. Соответственно и выбор потребителей не в пользу местных вин», – сетует г-жа Герман.

По ее словам, ситуация на рынке алкогольной продукции в целом стабильна. Нет резкого падения, но и больших взлетов не наблюдается.

«Спрос на коньяк по-прежнему высокий. За несколько десятилетий у населения сложилось устойчивое представление о высоком качестве нашего коньяка. По шампанскому и вину наблюдается значительное снижение объемов продаж. Это, прежде всего, связано с насыщением импортными аналогами, в частности, продукцией молдавских производителей, которые демократичны в ценовом плане», – говорит эксперт.

Среди алкогольных напитков наибольшей народной любовью пользуются красные вина, особенно полусладкие. Следом идут полусухое шампанское и игристые вина. Сладкие и крепленые – менее востребованные казахстанцами типы вин.

«В последние годы наметилась устойчивая тенденция к росту потребления казахстанцами сухих вин и брют шампанского, то есть сухое с незначительным содержанием сахара. Возможно из-за того, что относительно доступные по цене вина из Европы на прилавках представлены только сухими винами», – полагает г-жа Герман

Она отмечает, что кризис заметно изменил потребительскую модель, сделав ее более рациональной и ориентированной на сокращение расходов. «Заметного снижения потребления алкоголя казахстанцами не произошло – изменения затронули лишь структуру потребления. В Казахстане прослеживается тенденция к снижению употребления крепких алкогольных напитков. Потребители все чаще останавливают свой выбор на пиве, слабоалкогольных напитках и виноградных винах», – заключила заместитель директора по маркетингу и продажам ТОО «ТД «Бахус Сауда».

Аналогичного мнения придерживается и Виталий Хотько, директор по продажам Carlsberg Kazakhstan. «По нашим оценкам, потребители просто сократили либо частоту потребления, либо средний объем покупки в связи с неблагоприятной экономической обстановкой. Наиболее популярные сорта пива – легкое и нефильтрованное. Сегодня суммарная доля этих сегментов составляет 50% против 42% в 2011 году. Также наблюдается незначительная тенденция перехода от более дорогих марок к более дешевым», – пояснил «Капитал.kz» г-н Хотько.

По его мнению, это частично можно объяснить обилием маркетинговых коммуникаций по продуктам низкоценового сегмента и их недостатком для премиальных продуктов. «На рынке алкоголя периодически возникает переток объемов из одних сегментов в другие. Сейчас растут сегменты алкогольных коктейлей, водки, премиального алкоголя. Заметен рост и безалкогольного сегмента. В первую очередь энергетических напитков, что косвенно влияет и на рынок алкогольной продукции», – говорит г-н Хотько.

Однако в Казахстанской ассоциации добросовестных производителей алкогольной продукции (КазАлко) уверены: после мирового финансового кризиса 35% казахстанцев бросили пить. «За последние несколько лет казахстанский рынок алкогольной продукции значительно сократился. Прежде всего из-за того, что после мирового финансового кризиса люди посчитали, что алкоголь – это не продукт первой необходимости», – говорит Амиржан Калиев, президент КазАлко.

По его мнению, казахстанцы стали реже пить не только для того, чтобы сэкономить, многие соотечественники не пьют и по религиозным убеждениям.

«В Казахстане около 60-70% мусульман, а по законам шариата употребление и хранение алкоголя – большой грех. Из года в год у нас становится все больше верующих. Ислам запрещает употребление и хранение алкоголя. В последнее время стало тенденцией проводить праздники без спиртного. Причинами отказа от спиртного стали также увеличение автовладельцев и приверженность нашей молодежи к спорту», – считает г-н Калиев.

По его мнению, из-за отказа казахстанцев от спиртного многие предприятия по выпуску алкогольной продукции были вынуждены закрыться. «Если еще 5-6 лет назад в Казахстане было около 50 заводов по выпуску этилового спирта, то сегодня осталось всего 26-27 предприятий. Получается, рынок сузился на 40%. При этом мощности работающих заводов загружены всего на 25-30%. Если в 90-е годы в стране производилось порядка 100 млн литров в год, то сейчас это количество снизилось до 65-70 млн литров», – пояснил г-н Калиев.

Согласно исследованию Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), уровень потребления чистого этилового спирта на душу населения в Казахстане составляет 10,96 литра в год. По этому показателю республика занимает 34 место в мире. Относительно безопасным уровнем специалисты ВОЗ называют 8 литров алкоголя на человека.

Виктор Климов

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.