USD
524.02₸
+1.390
EUR
545.19₸
-3.470
RUB
5.09₸
+0.020
BRENT
72.05$
-0.170
BTC
94313.10$
-3777.400

Скрытые монополии губят конкуренцию в ТС

Создание Таможенного союза (ТС) принесло казахстанским товаропроизводителям не только определенные плюсы, но и существенные мину...

Share
Share
Share
Tweet
Share
Скрытые монополии губят конкуренцию в ТС- Kapital.kz

Создание Таможенного союза (ТС) принесло казахстанским товаропроизводителям не только определенные плюсы, но и существенные минусы. Это и невозможность возврата налога на добавленную стоимость (НДС), и конфликт на базе интеллектуальной собственности на некоторые группы товаров, а также искусственные сдерживающие меры как со стороны России, так и Беларуси. Таким мнением с «Капитал.kz» поделился Анатолий Попелюшко, президент Союза товаропроизводителей пищевой и перерабатывающей промышленности Казахстана (СТПППК).

«Правоприменительная практика на Едином экономическом пространстве (ЕЭП) сталкивается с серьезной проблемой применения нетарифных и тарифных барьеров во взаимной торговле, которых сегодня насчитывается уже 58. В том числе повышение пошлин на транзитные перевозки по территории стран-партнеров ТС, ранее подпадавших под категорию международных, а, следовательно, не облагавшихся НДС», – сетует г-н Попелюшко.

Наиболее показательная ситуация сложилась в сфере алкогольной продукции, которую Казахстан не может конкурентно экспортировать ни в Россию, ни в Беларусь. «Российские производители «заходят» на казахстанский рынок по ставкам акцизов 250 тенге за абсолютный алкоголь, что значительно ниже, чем у россиян. А потому выход на рынок РФ для отечественного производителя алкогольной продукции затруднен ввиду того, что ставка акциза составляет около 800 тенге», – поясняет президент СТПППК.

С Анатолием Попелюшко солидарен и Амиржан Калиев, президент Ассоциации добросовестных производителей и продавцов алкогольной продукции Казахстана «КазАлко». «Свободное перемещение товаров и конкретно алкогольной продукции остается только на бумаге. Казахстан полностью выполнил все требования соглашений – сейчас никаких ограничений по количеству и по качеству завозимой алкогольной продукции из России и Беларуси нет. Однако адекватных мер со стороны стран-участниц ТС мы до сих пор не видим», – уверен г-н Калиев.

По его словам, в Беларуси государственная монополия на производство крепкого алкоголя и импортеры находятся под жестким госконтролем. Россияне также под разным предлогом не пускают казахстанскую алкогольную продукцию на свой рынок. К примеру, в РФ работает единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС) контроля производства и оборота алкоголя, и та продукция, которая в нее не включена – считается контрафактом.

«При попытке включения в ЕГАИС от нас требуют грузовую таможенную декларацию. Но в рамках ТС нет границ, а значит, спрашивают несуществующий документ. На совещании Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) мне в укор говорили, мол, контрабанда растет. Значит, есть спрос на казахстанскую водочную продукцию и если пустить ее легально, тогда РФ получит дополнительное поступление в бюджет и контрабанды не будет», – полагает эксперт.

Еще один существенный барьер – обеспечительный платеж, в который входят акциз, НДС и таможенная пошлина. «Россия держит Казахстан наравне с импортом третьих стран. Сумма обеспечительного платежа превышает стоимость ввозимой продукции в 3-3,5 раза. Например, если мы в РФ завозим товара на 1 млн тенге, то на обеспечительный платеж приходится 3,5 млн тенге. Такие деньги не каждое казахстанское предприятие может себе позволить выплачивать», – поясняет г-н Калиев.

Существуют определенные отличия и в системе лицензионных сборов. В частности, в Казахстане лицензия на импорт – разовая и выдается на год без ограничения объема импортируемой продукции. Тогда как в России аналогичный документ выдается сроком лишь на 2 месяца и с ограничением объемов импорта. Кроме того, с 1 января 2011 года алкогольная продукция может ввозиться на территорию РФ только на спецтранспорте, имеющем лицензию на такой вид деятельности.

«Россияне приняли закон о лицензировании транспортных средств на перевозку алкогольной продукции свыше 25 градусов крепости. При этом не усматривается, как будет получать лицензию казахстанский спецтранспорт. Это еще один барьер, потому что на границе нам придется перегружать товар на российский транспорт, имеющий лицензию. ЕЭК планировала провести расследование и убрать конкретные барьеры, но пока ничего не получается», – считает президент Ассоциации добросовестных производителей и продавцов алкогольной продукции Казахстана «КазАлко».

Амиржан Калиев уверен, здоровая конкуренция в Таможенном союзе будет лишь тогда, когда Россия и Беларусь снимут все барьеры на пути казахстанской продукции. «Объем потребления алкогольных напитков в Казахстане снижается из года в год. В этих условиях спасение для казахстанских производителей – российский рынок, но нам сейчас вывозить продукцию легче в третьи страны. Отечественный алкоголь можно встретить в Германии, Англии, Канаде, США – мы конкуренции не боимся», – говорит он.

Искусственные преграды

Что касается нетарифных мер, то к ним можно отнести различные разрешительные документы ветеринарных и санитарных служб. Так, при ввозе продукции, подконтрольной ветеринарному надзору, из дальнего зарубежья на территорию ТС завод-изготовитель должен быть зарегистрирован в реестре Министерства сельского хозяйства РК (МСХ РК) либо Россельхознадзора.

«Сегодня в реестре Россельхознадзора зарегистрированы заводы-изготовители России, Беларуси, Украины и некоторых европейских стран, качество продукции которых оставляет желать лучшего, но нет представителей США. Между тем качество американской продукции отвечает всем требованиям, предъявляемым к сырью для производства кондитерских изделий», – говорит Анатолий Попелюшко.

Подчеркнув, что для получения разрешения на импорт продукции, не состоящей в реестре, завод-изготовитель должен представить в Россельхознадзор или МСХ РК обязательный пакет документов и выполнить ряд обязательных процедур. В их числе аттестация предприятия в присутствии представителей стран ТС. «Это выезд на предприятие и осмотр для выдачи разрешения на ввоз сырья, на что затрачивается от 6 месяцев до 1 года. На мой взгляд, таким образом Россия пытается закрыть свой рынок, однако страдают от этого участники ТС», – убежден г-н Попелюшко.

Как рассказала «Капитал.kz» Аида Сапаргазинова, председатель правления АО «ФудМастер», уже на протяжении 2 лет россияне необоснованно затягивают вопросы включения в реестр разрешенных предприятий на ввоз продукции в страны ТС. «Сейчас, следует констатировать, что Россельхознадзор практически в одностороннем порядке решает, с какого завода разрешить ввоз, а с какого нет. Хотя формально организовываются трехсторонние комиссии, которые выезжают на инспекцию тех или иных предприятий», – объясняет г-жа Сапаргазинова.

Не секрет, что по масштабам, уровню развития и оказываемой государственной поддержки молочная отрасль Казахстана отстает от стран-участниц ТС и без выравнивания единых механизмов конкурировать довольно сложно. А потому государство должно поддерживать уязвимые отрасли в переходный период становления Единого экономического пространства.

«Чтобы конкурировать, надо быть здоровым в плане предлагаемой продукции, стоимости, сервиса и инноваций. Однако отечественные товаропроизводители находятся в открытой экономической среде, где на них влияет все: инфляция, курс валют, законодательство, экономические кризисы и т.д. На мой взгляд, необходимо создание условий и поддержка государства по всем критическим для бизнеса точкам. Их надо отслеживать, прогнозировать последствия и незамедлительно регулировать возникающие вопросы», – считает председатель правления АО «ФудМастер».

Отсутствие нормальной инфраструктуры дорог в республике – немаловажная проблема для молокоперерабатывающих предприятий. Сегодня привезти продукцию из Беларуси или России в западный Казахстан намного легче и дешевле, чем с южных и восточных регионов страны, где сконцентрировано молочное производство.

«Ставка на дорогу Западная Европа – Западный Китай тоже не оправдает все надежды, потому что с востока или Астаны в Западно-Казахстанскую область нормальных дорог нет и не запланировано. Производство молока в республике снижается, а, глядя на полки отечественных магазинов, видно, что импортная продукция резко увеличилась в объемах. Данные по экспорту показывают прямо противоположную картину – видимо, своего нам и самим не хватает», – комментирует г-жа Сапаргазинова.

По ее словам, все импортеры и производители молочной продукции в стране должны ориентироваться на действующий технический регламент на молоко. Согласно ему, существуют четкая терминология и идентификация молока, молочной и кисломолочной продукции.

«Использование немолочных жиров при производстве молочной продукции некоторыми зарубежными поставщиками на казахстанский рынок зачастую не отражено ни в составе, ни в правильном наименовании продукта. Сейчас очень важно использовать все меры по защите отечественных товаропроизводителей от недобросовестных – из стран-участниц ТС, нарушающих действующий технический регламент. И если казахстанских производителей можно проконтролировать на производстве, то с импортом – гораздо сложнее», – поясняет эксперт.

Молочный союз Казахстана обращался с призывами и инициативами по созданию механизмов мониторинга и контроля импортируемой продукции и в Минсельхоз, и к премьер-министру.

«Будем надеяться, что коллективный здравый смысл позволит сохранить конкурентоспособность отечественного производителя как на внутреннем рынке РК, так и на рынках Таможенного союза. Мы все-таки рассчитываем по истечении некоторого времени на позитивные последствия и успешное устранение межгосударственных административных барьеров», – рассуждает г-жа Сапаргазинова.

В перспективе к положительным изменениям специалист относит международные нормы и условия работы перерабатывающих предприятий молочной отрасли. К негативным – искусственные преграды для ввоза-вывоза продукции, организационную неразбериху с правилами и оформлением документов, а также потерю доли рынка по наработанным каналам сбыта.

«Все зависит от направляющего решения и указания казахстанских функционеров высокого уровня, которые должны в первую очередь понимать, к чему приведет через год-два полное и неконтролируемое открытие границ для продукции стран-членов ТС», – полагает Аида Сапаргазинова.

Виновные будут наказаны

Напомним, вопросы устранения барьеров во взаимной торговле государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства обсуждались 29 августа этого года в Москве на заседании Консультативного комитета по торговле. Во время встречи рассматривались вопросы внесения изменений в единую товарную номенклатуру ТС и корректировки ставок ввозных пошлин в отношении отдельных видов товаров.

«Учитывая, что ТС и ЕЭП – достаточно новые интеграционные объединения, могут и будут возникать определенные проблемы в правоприменительной практике, сдерживающие свободное перемещение товаров. Следует понимать, что эти вопросы имеют эпизодический и несистемный характер и связаны в основном с «негибкостью» отдельных государственных органов к переходу к работе в новых условиях», – в беседе с «Капитал.kz» отметил Тимур Сулейменов, министр по экономике и финансовой политике ЕЭК.

В задачи Евразийской экономической комиссии входят функции не только контроля правоприменительной практики уже действующих соглашений и договоренностей, но и гармонизации национальных законодательств с целью исключения норм, создающих условия для неконкурентных действий. Причем у ЕЭК есть как правовая основа, так и практический механизм предотвращения нарушения принципов свободной конкуренции.

«Комиссия наделена статусом наднационального органа. Это позволяет ей в случае выявления фактов невыполнения сторонами своих международных обязательств в рамках ТС и ЕЭП направлять уведомление стороне-нарушительнице, которое обязательно к исполнению. С развитием интеграции эти проблемы должны полностью исчезнуть. Вместе с тем системное отслеживание и устранение административных барьеров в нормотворчестве и на практике, безусловно, поможет нашим взаимоотношениям и с партнерами по ВТО», – пояснил г-н Сулейменов.

Добавив, что Евразийская экономическая комиссия разработала проекты методик по выявлению фактов несправедливой конкуренции. В ближайшее время они будут вынесены на рассмотрение и одобрены, после чего ЕЭК будет готова к обращениям и рассмотрениям по существу.

«Расследование факта несправедливой конкуренции требует внимательного изучения вопроса и ознакомления с фактическими данными. А это весьма затруднительно из-за отсутствия объективной статистической информации по любой номенклатуре товаров, единого тарифа на транзитные перевозки, а также невозможности свободного доступа к данным таможенного контроля и конкретного производителя по формированию себестоимости и затрат. Антидемпинговые расследования должны иметь системный характер, чтобы видеть картину в динамике и соответственно делать объективные выводы», – резюмировал президент Союза товаропроизводителей пищевой и перерабатывающей промышленности Казахстана.

По его мнению, в условиях рынка конкуренция неизбежна. Это движущая сила экономического развития, которая стимулирует производителей совершенствовать технологические процессы. Однако очень часто забота о конкуренции со стороны государства сводится к индивидуальным интересам отдельных экономических субъектов.

Своим мнением с «Капитал.kz» поделился Виктор Ямбаев, президент Алматинской ассоциации предпринимателей. «Свободная конкуренция обеспечивается антидемпинговыми расследованиями, которые зачастую обусловлены обыкновенным протекционизмом. Сегодня свобода конкуренции определяется действием корпораций и скрытых монополий. Нужно выяснять внутренние административные барьеры, не способствующие развитию производства. И это касается практически всех стран ТС», – убежден г-н Ямбаев.

По его словам, в первую очередь все усилия необходимо направить на анализ того, почему за 20 лет независимости Казахстан на 80% до сих пор остается импортозависимым государством.

«В России отечественных товаропроизводителей никто не ждет. И чтобы Казахстан стал свободной страной равных возможностей и здоровой конкуренции, к этому нужно стремиться. Мы же одной ногой по структуре управления экономикой в социализме остались, а другой – в жестком капитализме. А при таком подходе о свободной конкуренции речи и быть не может. Хотя бизнес-климат в Казахстане намного лучше, чем в России или Беларуси», – заключил президент Алматинской ассоциации предпринимателей.

Алексей Романов

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.