Казахстан занял 49 позицию в рейтинге «Doing Business-2013»
В рейтинге Всемирного банка и Международной финансовой корпорации (IFC) «Doing Business-2013» Казахстан занял 49 строчку из 185 позиций (на 48 месте расположилась Мексика, а на 50 – Тунис).
Рейтинг составляется ежегодно и посвящен деловому климату в мире. Первое место списка занимает Сингапур, далее идут Гонконг, Новая Зеландия, США, Дания. Замыкают рейтинг Конго, Чад, Центральноафриканская Республика.
Касательно стран постсоветского пространства, то Грузия занимает 9 место в рейтинге, Эстония – 21, Латвия – 25, Армения – 32, Россия – 112, Украина – 137, Таджикистан – 141, Узбекистан – 154 место.
Список стран, продемонстрировавших значительные улучшения в облегчении ведения бизнеса за последний год, возглавили: Польша, Шри-Ланка, Украина, Узбекистан, Бурунди, Коста-Рика, Монголия, Греция, Сербия и Казахстан.
В новом году, по словам представителей Всемирного банка, Казахстан улучшил свои позиции, несмотря на то, что в прошлогоднем рейтинге он занял 47 место.
Это объясняется тем, что в рейтинг были добавлены новые страны, и учитывался новый индикатор, такой, как доступ к электроэнергии. Если принимать во внимание этот фактор при подсчете рейтинга за прошлый год, Казахстан занял бы только 56 позицию, тогда как в этом году улучшил свои показатели на 7 пунктов.
Согласно совместному докладу IFC и Всемирного банка, Казахстан усилил процедуру по несостоятельности благодаря ускорению процедуры реабилитации. Следует отметить продление периода реабилитации, расширение полномочий и улучшение квалификационных требований управляющих по делам о несостоятельности, изменение требований к подаче заявления о банкротстве, расширение прав кредиторов, изменение норм, касающихся продолжения деятельности, введение крайнего срока для принятия плана реабилитации, добавление требований о судебном надзоре.
Кроме этого, как подчеркнул Эмануэль Салинас, региональный координатор по развитию частного и финансового секторов Всемирного банка, были усилены права залоговых кредиторов с введением новых оснований для освобождения от автоматической приостановки во время процедуры реабилитации. Наконец, Казахстан облегчил условия открытия предприятия, отменив требования об уплате минимального капитала в течение 3-х месяцев после регистрации.
Представленный доклад «Ведение бизнеса-2013: разумный подход к регулированию деятельности малых и средних предприятий» – десятый по счету из серии докладов «Ведение бизнеса». За последнее десятилетие в этих докладах было зарегистрировано почти 2 тыс. реформ в области регулирования, осуществленных в 180 странах. Данные реформы уже принесли большую пользу предпринимателям во всем мире. К примеру, с 2005 года средний срок для создания предприятия сократился с 50 до 30 дней, а в странах с низким уровнем дохода этот средний срок сократился наполовину. За последние восемь лет средний срок для передачи прав собственности сократился на 35 дней, с 90 до 55, а средняя стоимость сократилась на 1,2 процентных пункта – с 7,1 процентной стоимости собственности до 5,9. Кроме того, за последние восемь лет были достигнуты улучшения в сторону упрощения налоговой дисциплины, в результате чего сократилось время, которое требуется ежегодно для соблюдения трех основных налоговых параметров (налоги на прибыль, на рабочую силу и потребление), на 54 часа в среднем.
А также в рамках совместного доклада Международной финансовой корпорации (IFC) и Всемирного банка «Ведение бизнеса-2013: разумный подход к регулированию деятельности малых и средних предприятий» была озвучена необходимость внедрения системы реформирования взаимоотношений бизнеса и государства нового поколения.
На сегодняшний день в странах Центральной Азии модель реформы инвестиционного климата заключается в нескольких этапах: выявляются индикаторы инвестиционного климата, потом власть определяет приоритеты в реформировании, а после происходят перемены в законодательстве и регулировании бизнеса. Однако, по оценке Эмануэля Салинаса, следующее поколение реформ инвестиционного климата представляет собой непрерывный процесс, который начинается с диалога между бизнесом и государством. После диалога наступает этап определения преград в инвестиционном климате, затем следуют перемены в законодательстве и регулировании, происходит реализация реформ. После их осуществления и внедрения наступает этап оценки влияния произведенных реформ. Особо г-н Салинас подчеркивает тот факт, что данный механизм является непрерывным и после реализации одного цикла реформ наступает новый диалог между бизнесом и государством.
По словам представителей Всемирного банка, следующее поколение реформ инвестиционного климата должно включать «умное» регулирование, которое подразумевает: фокус на улучшение конкурентоспособности, а не на усиление контроля; определение соответствующего благоприятного климата для предприятий малого и среднего бизнеса; предоставление возможностей для развития приоритетных секторов и индустрий. Также для реформ инвестиционного климата в настоящее время необходимо улучшать институциональные возможности регулирующих органов, уменьшать возможности для «погони за рентой» и обеспечить последовательное применение законов по всей стране.
Ольга Веселова