USD
443.35₸
-0.870
EUR
475.54₸
-0.840
RUB
4.82₸
BRENT
89.35$
BTC
62934.10$
-859.400

Жаклин Ваначек: «Облачные технологии» откроют новые возможности для мировой экономики»

Если у вас есть аккаунт в социальной сети Facebook или электронная почта gmail – значит, вы уже являетесь пользователем «облачны...

Share
Share
Share
Tweet
Share
Жаклин Ваначек: «Облачные технологии» откроют новые возможности для мировой экономики»- Kapital.kz

Если у вас есть аккаунт в социальной сети Facebook или электронная почта gmail – значит, вы уже являетесь пользователем «облачных сервисов». На сегодняшний день именно «облачные технологии» названы одной из основных движущих сил не только в области ИТ, но и в смежных отраслях. О мировых трендах и локальных особенностях внедрения таких решений в эксклюзивном интервью «Капитал.kz» рассказала Жаклин Ваначек, всемирно признанный эксперт в сфере «облачных технологий», член государственных федеральных комиссий США и Европейского союза по вопросам принятия «облачных технологий» для преобразования правительства, вице-президент SAP AG.

– Эксперты и аналитики вкладывают различный смысл в понятие «облачные технологии». Согласно результатам недавних исследований, «каждый пятый из опрошенных американцев (22%) только делает вид, что понимает принцип работы «облаков», а 14% опрошенных признали, что соврали, называя себя экспертами по «облачным технологиям» во время собеседования при приеме на работу». Вы являетесь основоположником в сфере «облачных технологий». Не могли бы Вы объяснить нашим читателям суть этого термина?

– Согласно общепринятому определению, утвержденному Национальным институтом стандартов США (U.S National Institute of Standards, U.S. NIST), «облачные технологии» – это модель использования ИТ, суть которой заключается в предоставлении доступа к совместно используемому пулу конфигурируемых ресурсов на основе самообслуживания (например, к сетям, серверам, хранилищам данных, приложениям, сервисам и т.д.). Такой доступ может быть предоставлен быстро, не требуя значительных усилий для управления или обслуживания со стороны поставщика услуг. «Облачные сервисы» имеют пять ключевых характеристик, делятся на три типа и четыре модели развертывания.

– По Вашему мнению, завершился ли уже период высоких ожиданий в отношении «облачных технологий»?

– «Облачные вычисления» – реальный переломный момент в развитии информационных технологий. Сегодня они провоцируют больше изменений, чем интернет на раннем этапе своего развития.

Согласно исследованиям Sand Hill Group, опубликованным в марте 2012 года, использование «облачных технологий» стимулирует развитие мобильных технологий, решений, социальных сетей, а также позволяет обрабатывать большие объемы данных, что неизменно приведет к привлечению большего числа специалистов и открытию новых рабочих мест. А объединение четырех технологий – мобильные решения, социальные медиа, обработка данных и интернет – способно полностью изменить всю инфраструктуру ИТ.

По прогнозам аналитической компании IDC, изменение технологической платформы достигнет колоссальных масштабов уже к 2020 году. Развитие ИКТ будет обусловлено преимущественно «облачными», мобильными и социальными технологиями, а также технологиями обработки больших объемов данных, практически все приложения будут создаваться и работать в «облаке».

Компании, предоставляющие различные услуги в сети интернет или осуществляющие розничную торговлю в режиме онлайн, начали использовать модель «облачных вычислений» еще 5-10 лет назад, в связи с необходимостью управлять пользовательскими данными в огромных масштабах. Также среди пионеров использования «облачных технологий» значатся компании, предоставляющие услуги в сети интернет: Google, Facebook, LinkedIn, Amazon. «Облачные вычисления» предлагают доступную ИТ-модель с широкими возможностями масштабирования, которая позволяет управлять большими объемами данных, создаваемых сотнями миллионов пользователей. Сегодня «облачные вычисления» широко используются предприятиями и в других отраслях экономики, а также органами государственного управления.

– Насколько, по Вашему мнению, страны СНГ, и в частности Казахстан, отстают во внедрении этих технологий?

– Казахстан и страны СНГ имеют возможность быстро получить огромные преимущества от «облачных технологий», перенимая опыт стран, которые начали внедрять их первыми.

Во-первых, для того чтобы «облачные сервисы» получили широкое распространение, нужно обеспечить надежную интернет-связь и беспроводной доступ к ней через любые устройства, в том числе и мобильные. Забегая вперед, скажу, что особую важность приобретет модель мобильных «облачных технологий».

Во-вторых, государственные органы чаще всего приходят к «облачной модели», начиная с консолидации электронной почты и документооборота в единую службу на основе SaaS сервиса. Уже один только этот шаг позволяет существенно сократить затраты на ИТ, упростить работу и организовать совместную работу различных ведомств для лучшего обслуживания граждан.

В-третьих, консолидированное использование «облачных сервисов» государственными организациями способствует внедрению «облачных технологий» на основе стандартов, позволяет легко масштабировать государственные услуги и одновременно снизить затраты на ИТ.

Быстрорастущие отрасли Казахстана могут также использовать «облачные решения» для развития инноваций и повышения конкурентоспособности. Например, многие горнодобывающие компании в Австралии внедряют «облачные технологии», чтобы стимулировать быстрый рост отрасли, планировать поглощения и расширять бизнес в таких богатых минеральными ресурсами регионах как Африка и Южная Америка.

В нефтегазовой отрасли ПО для цифрового моделирования месторождений также предлагается в рамках модели SaaS. «Облачные технологии» сделают сложнейший процесс моделирования разработки месторождений более доступным и дешевым, обеспечивая возможности для более точного бурения.

Если говорить о сфере телекоммуникаций и финансов, то данные из социальных сетей в «облаке» можно использовать, чтобы изучать потребительские предпочтения и адаптировать в соответствии с ними финансовые услуги и мобильную рекламу, наращивая, тем самым, продажи.

Наконец, многие клиенты SAP в Казахстане могут использовать изолированные среды, чтобы разрабатывать и тестировать свои системы в общедоступном «облаке» и кардинально сокращать полную стоимость владения ИТ. Некоторые клиенты SAP в нефтегазовой и других отраслях уже пользуются такоой возможностью.

Это всего несколько примеров того, какие огромные возможности открывают перед Казахстаном «облачные технологии»!

– Готовы ли представители малого и среднего бизнеса к использованию «облачных вычислений»? Что об этом можно сказать, опираясь на международную практику? Могли бы Вы привести цифры, иллюстрирующие энергоэффективность и снижение затрат на техническую поддержку при переходе на «облако»?

– «Облачные вычисления» – идеальная технология для новых компаний и для предприятий малого бизнеса. Руководители новых предприятий Кремниевой долины и первые лица венчурных компаний считают, что «облачные вычисления» способствуют развитию нового бизнеса благодаря повышению эффективности капитальных вложений. Молодым компаниям не нужно больше тратить 15-20% оборотного капитала на создание и развитие ИТ-инфраструктуры. Вместо этого они могут обратиться к «облачным технологиям» и начать деятельность, почти не вкладывая средств в ИТ.

Некоторые клиенты SAP уже добились потрясающих успехов благодаря использованию «облачных вычислений». Например, компания SafeChem открыла дочернюю компанию, специализирующуюся на поставках растворителя. Установка программного обеспечения, применяемого в материнской компании, была слишком дорогостоящей и требовала много времени. Для оптимизации бюджета в дочерней компании было внедрено корпоративное решение Enterprise SaaS с оплатой по мере использования без предварительных вложений средств. Таким образом, новое предприятие начало деятельность в США всего через шесть недель с момента образования, и сразу же стало приносить доход. Кроме того, компания создала дополнительные рабочие места.

Другой пример. Американский производитель оборудования для ремонта автомобилей, обладающий капиталом в $70 млн, переместил часть бизнеса за океан, чтобы укрепить свои позиции на рынке. Отказавшись от создания локальной ИТ-инфраструктуры, компания приняла решение использовать корпоративные «облачные службы» Enterprise для расширения бизнеса. Они усовершенствовали процессы разработки продуктов, бизнес-аналитики и поддержки клиентов, а затем интегрировали их с традиционными системами и данными текущих операций. Таким образом, компания смогла быстро завоевать новый сектор рынка и планирует расширить долю рынка в долгосрочной перспективе.

И последний пример. Компания WL Plastics, производитель пластиковых труб для энергетики, горнодобывающей промышленности и муниципальных предприятий по очистке сточных вод в Северной Америке, нуждалась в едином ИТ-решении, чтобы обновить и интегрировать информационные системы, унаследованные в результате многочисленных поглощений. Компания внедрила корпоративное решение SaaS для небольших краткосрочных проектов. Полное последовательное внедрение решения на всех заводах заняло всего четыре месяца. При внедрении новой системы не потребовались инвестиции в ИТ-инфраструктуру, а текущая поддержка могла осуществляться штатным персоналом.

Приведенные примеры показывают, как «облачные технологии» помогают предприятиям малого бизнеса быстро развиваться и успешно конкурировать с более крупными компаниями.

Евросоюз, Канада, Сингапур и Китай, а также другие регионы возлагают надежду на «облачные технологии» для ускорения экономического развития. Я много пишу о планах по развитию этих решений в моем блоге на сайте журнала «Форбс».

И, наконец, согласно результатам многочисленных исследований, использование «облачных технологий» позволяет предприятиям сократить затраты на ИТ на 20-60%. По данным U.S. Brookings Institution, экономия на ИТ для органов правопорядка достигает 25–50%, а, согласно результатам исследований Pike Research, к 2020 году потребление электроэнергии центрами обработки данных во всем мире может снизиться на 38% благодаря использованию 2облачных технологий». Как сообщает Verdantix, к 2020 году применение «облачных технологий» позволит крупным компаниям США сократить ежегодные расходы на электроэнергию на $12,3. Кроме того, исследования показали, что крупные компании Франции и Великобритании могут снизить выбросы углекислого газа на 50% благодаря оптимизации использования ресурсов центров обработки данных. Таким образом, к 2020 году экономия достигнет $1,2 млрд. во Франции и $2 млрд в Великобритании.

– По Вашему мнению, что сдерживает внедрение «облачных технологий»?

– Основными препятствиями на пути внедрения «облачных технологий» как для бизнеса, так и для правительственных учреждений являются не до конца проработанные вопросы безопасности и конфиденциальности данных и недостаточная информированность потенциальных потребителей.

Многие пользователи не воспринимают «облако» как безопасную технологию, лишь некоторые клиенты понимают, что зачастую использование «облачных сервисов» обеспечивает более высокий уровень безопасности, чем их собственные инфраструктуры и центры обработки данных. «Облачные сервисы» имеют более высокий уровень безопасности и доступности, если пользоваться услугами сервис-провайдера, имеющего хорошую репутацию.

Крупные компании и правительственные учреждения создают «частные облака» для своей работы, требующей максимального уровня безопасности. При этом они, как правило, задействуют собственные центры обработки данных.

Эффективной моделью для крупных правительственных организаций является продажа «облачных услуг» более мелким подведомственным учреждениям в своем защищенном «облаке». Таким образом, все учреждения получают доступ к специализированным приложениям с наименьшими для всех затратами.

Нормативные акты, регулирующие конфиденциальность данных, различаются не только в разных странах, но иногда и внутри страны. Это приводит к неопределенности: как будут обрабатываться персональные данные, какими законами регламентируется конфиденциальность информации, если центр обработки данных находится в другой стране?

Эти факторы замедляют внедрение «облачных технологий» в мировом масштабе. Более того, Евросоюз намерен создать рекомендации по обработке данных для членов ЕС, прежде чем сможет оказывать широкую поддержку внедрению «облачных технологий» как внутри ЕС, так и за его пределами.

Доступность «облачных сервисов» за пределами границ государств способствует повышению гибкости бизнеса и экономической эффективности ИТ для всех участников.

На сдерживание использования «облачных технологий» в госсекторе влияют требования конфиденциальности к законам на разных правовых уровнях. У Казахстана в этом отношении общие правовые рамки, что позволяет быстрее модернизировать государство на всех уровнях, что является хорошим примером для других стран. Следовательно, стандартизация законодательства в сфере конфиденциальности данных не является обязательной, этот процесс не должен сдерживать внедрение «облачных технологий» внутри страны. Если так и будет продолжаться, то Казахстан имеет уникальную возможность вырваться вперед и стать лидером среди других государств в области перехода к «облачным технологиям», модернизации государственных услуг и повышении темпов экономического роста всей страны.

– Как Вы представляете будущее развитие «облачных вычислений» в глобальном масштабе?

– Я думаю, что «облачные технологии» – глобальный феномен в информационных технологиях, имеющий огромные преимущества для бизнеса. И я уверена, что «облачные технологии» откроют новые возможности для мировой экономики!
 
Все мы – каждая страна, компания, правительство и гражданин – получат преимущества от внедрения «облачных технологий». Я считаю, что они станут фундаментом нового мира, где сотрудничество между государствами, отраслями и научными учреждениями будет осуществляться с помощью «облачных технологий», мобильных и социальных сетей и технологий обработки больших объемов данных, позволяя решать наиболее сложные проблемы, стоящие перед мировым сообществом, где все мы постоянно находимся на связи с помощью мобильных устройств и, свободно перемещаясь по миру, не теряем доступа к информации.

«Облако» – это совместная работа, сотрудничество, торговля и связь. Проект расшифровки генома человека – отличный пример того, как «облако» может способствовать международному сотрудничеству на общее благо. Расшифровка генома человека поможет разработать новые лекарства, которые снизят риск заболеваний и которые можно адаптировать к генетическим характеристикам каждого человека. Этот подход называется предиктивной медициной. Объем данных генома человека настолько велик, что многим ученым не хватает вычислительных мощностей, чтобы вести собственные исследовательские проекты. Однако данные о геноме сегодня хранятся в общедоступном «облаке» Amazon, поэтому исследователи всего мира впервые в истории могут выполнять вычисления и анализ в одном и том же месте. Они также могут вести совместную работу и делиться разработанными ими инструментами, чтобы ускорить исследования. Это и есть пример ценности «облачных технологий» для совместной работы – объединить исследователей и преобразовать медицину на благо всего человечества.

– Не могли бы Вы рассказать о международном опыте внедрения «облачных технологий» и их использования правительствами ведущих стран мира?

– «Облачные технологии» – это платформа для перехода к открытому правительству, межведомственной кооперации и инновациям на всех уровнях.

Федеральное правительство США утвердило план Cloud First, в рамках которого на «облачные технологии» выделяется $20 млрд из $80 млрд бюджета на информационные технологии. Государственные структуры США, которым необходим повышенный уровень безопасности данных, внедряют «частные облака». «Облачные технологии» также меняют сферу образования и открывают гражданам доступ к федеративным данным на всех уровнях правительства. Recovery.gov – первое в США решение для госсектора, размещенное в «публичном облаке». Это web-сайт, с помощью которого простые граждане могут узнать, на какие инициативы государство тратит налоговые поступления.

Новым механизмом для прямого участия жителей страны в управлении государством может стать совмещение облачных и мобильных технологий. Граждане могут использовать мобильные устройства, чтобы сообщать местным органам власти о проблемах ЖКХ, нерешенных задачах и правонарушениях, а власти, в свою очередь, могут использовать мобильные приложения, чтобы предупреждать население о критическом ухудшении погодных условий или надвигающихся стихийных бедствиях. Так, когда в прошлом году на Японию обрушилось цунами, Facebook и Twitter помогали семьям поддерживать связь, а спасательным службам – координировать свою работу.

Консолидированное использование «облачных сервисов» различными государственными ведомствами является эффективным способом внедрения стандартов «облачных вычислений» и масштабирования государственных услуг при одновременном сокращении затрат на ИТ. Такая стратегия работает, например, в США, Великобритании и Сингапуре, ее внедряют и страны Евросоюза.

Сингапур начинает выступать в роли регионального концентратора центров обработки данных для общедоступных и частных «облачных решений» в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Половина компаний, которые пользуются интернетом, уже применяют SaaS. Ожидается, что к концу 2012 года модель SaaS будет использовать уже треть всех компаний.

Новая Зеландия разрабатывает основы политики в области «облачных технологий», а также обрабатывает запросы для размещения «облачных служб». Китай работает над концепцией «Облачный город», в рамках которой создаются службы электронного правительства, финансов и логистики, производства, поддержки малого бизнеса, электронной коммерции и «Интернета вещей» (IoT). Наконец, после цунами в Японии частная организация Cloud Consortium объединяет представителей промышленности, научных кругов и государства, которые ищут новые способы использования «облачных технологий» для создания более безопасных городов. А некоммерческая корпорация ASPIC SaaS Cloud Consortium пропагандирует использование «облачных технологий» для целей здравоохранения, социального обеспечения, образования, формирования местных сообществ, ликвидации последствий стихийных бедствий и других государственных услуг.

Это всего несколько примеров того, как «облачные технологии» преобразуют государственный сектор по всему миру.

– Правильно ли будет говорить, что существует зависимость между темпом внедрения «облачных технологий» и уровнем экономики государства в целом?

– Да, да, и еще раз да! «Облачные технологии» повышают гибкость бизнеса и эффективность затрат на ИТ. Одно из огромных преимуществ «облачных технологий» состоит в том, что с их помощью можно высвобождать оборотный капитал и инвестировать его в создание новых рабочих мест. По оценкам аналитиков Sand Hill Group, в течение следующих пяти лет только американские компании благодаря «облачным технологиям» сэкономят $625 млрд, и большую часть этой суммы можно потратить на формирование новых направлений бизнеса!

Один из примеров такого влияния – новая компания MobileWorks, работающая в области социальной ответственности, которую поддерживает венчурная компания Hub Ventures из Сан-Франциско. MobileWorks разрабатывает мобильное приложение на основе модели «краудсорсинга». В его рамках западные компании передают часть своих заданий по созданию Web-контента «мобильным сотрудникам» в Индии, которые нуждаются в дополнительном заработке.

Предприятия могут использовать парадигму мобильного «облака», чтобы преодолевать географические и инфраструктурные ограничения и, тем самым, преобразовывать мировую экономику в единое поле.

– Преодолены ли на сегодняшний день проблемы безопасности данных в «облаке»?

– Сегодня организации, приобретающие «облачные услуги», используют три стратегии обеспечения безопасности. Во-первых, выбирают управляемые «частные облачные службы», предоставляемые компанией-поставщиком «облачных услуг». В рамках такой модели корпоративные приложения работают в защищенной сети, созданной в центре обработки данных поставщика услуг, по принципу «оплата за использование». Во-вторых, проводят аудит поставщика «облачных услуг», чтобы убедиться в том, что безопасность отвечает требованиям, оговоренным в соглашении об уровне обслуживания. В такие соглашения, как правило, включают пункты о поощрениях и штрафах, гарантирующие определенный уровень производительности системы. В-третьих, опираются на отклики существующих клиентов о поставщике услуг. Важно отметить, что потребители и поставщики «облачных услуг» разделяют ответственность за безопасность данных. Поставщики должны обеспечивать высокую доступность услуг и быстрое восстановление систем после сбоев. Сами поставщики обязаны обеспечивать надежное управление ИТ, а также выстраивать взаимоотношения с поставщиками «облачной архитектуры».

Виктория Говоркова

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.