Открыть собственный бизнес в Казахстане станет гораздо проще. Министерством юстиции инициирован проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств». Об этом «Капитал.kz» рассказала Венера Калимова, заместитель председателя Комитета регистрационной службы и оказания правовой помощи МЮ РК.
«Законопроект в первую очередь направлен на поддержку малого бизнеса. Им предусмотрен ряд нововведений, упрощающих процедуру регистрации и ликвидации юридических лиц. Так, с учетом возможностей информационных систем органов юстиции, статистики и налоговых органов, а также развития портала «электронного правительства» будут доработаны и информационные системы Центров обслуживания населения», – говорит г-жа Калимова.
По ее словам, электронная регистрация полностью исключит обращение заявителя в госорганы, а действующее бумажное свидетельство о государственной регистрации юридического лица будет заменено электронной справкой. Кроме того, при регистрации субъектов частного предпринимательства отменяется предоставление устава и документа, подтверждающего местонахождение юрлица.
«Таким образом, обращение в регистрирующий орган заявителя не требуется, и тем самым исключается контакт государственного служащего с представителем юридического лица. В результате для открытия бизнеса достаточно будет представить заявление о регистрации и оплатить регистрационный сбор», – поясняет заместитель председателя Комитета регистрационной службы и оказания правовой помощи МЮ РК.
Сегодня вся процедура регистрации до выдачи готовых документов для субъектов частного предпринимательства занимает от 5 до 11 рабочих дней. С принятием закона сроки регистрации для всех субъектов частного предпринимательства будут сокращены до 1 дня, ликвидации – от 10 до 5 рабочих дней.
«При ликвидации исключается необходимость предоставления: документа, подтверждающего уничтожение печати, ликвидационного баланса и решения о его утверждении, документа, подтверждающего снятие с учетной регистрации филиалов и представительств, справки об отсутствии налоговой задолженности. Последняя будет проверяться в автоматическом режиме путем интеграции базы налоговых органов с базой «юридические лица», – объясняет г-жа Калимова.
Совершенствуя регистрационные процедуры, МЮ РК ставит несколько задач. В их числе упрощение порядка создания бизнеса в Казахстане, формирование благоприятного климата для развития предпринимательства, исключение непосредственного контакта предпринимателей и государственных служащих, а также возможность полного перехода на электронную регистрацию в дальнейшем.
Проект закона «О внесении поправок в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» сейчас находится в мажилисе парламента.
Как рассказала «Капитал.kz» Гульжиян Ердыбаева, генеральный директор юридического агентства «Егсат», упрощение процедур регистрации и ликвидации юридических лиц позволит не только сэкономить время, но и избежать коррупции.
«Человек получает цифровую подпись и через интернет уже спокойно может зарегистрировать все документы. На самом деле это очень удобно. А если все будет четко работать, тогда снизится и негативный человеческий фактор, который практически везде присутствует», – считает г-жа Ердыбаева.
Семь кругов ада
Сегодня зарегистрировать фирму намного легче, чем ликвидировать. В частности, если регистрация юридического лица занимает в среднем 10-15 рабочих дней со дня сдачи пакета документов в ЦОН, то процесс ликвидации может занять у предпринимателя в среднем от полугода до года ожиданий.
Основная причина в сложности процедуры, которая требует 11 различных документов. Для начала необходимо обязательно опубликовать в «Юридической газете» объявление о ликвидации и создать ликвидационную комиссию. Затем в управление юстиции нужно предоставить решение о ликвидации собственников юрлица, подлинники учредительных документов и квитанцию органа внутренних дел об уничтожении печати.
«Ликвидация юридического лица – это семь кругов ада, и даже больше. Если компания занималась внешнеэкономической деятельностью, то потребуется справка с таможни об отсутствии задолженности. Но самый главный документ – справка об отсутствии задолженности. Вот здесь, как правило, у предпринимателей и возникают проблемы», – уверена эксперт.
Отметив, что прежде чем заполучить заветную бумагу с налогового комитета, в ликвидируемую компанию должен прийти налоговый инспектор из отдела аудита и провести проверку.
«Обычно проверка приходит и выявляет недостатки. При этом многое зависит от продолжительности существования компании на рынке. К примеру, если фирма работала 1-2 года с 5-6 контрагентами, то все пройдет относительно быстро. А если компания существует 10 лет – представьте, сколько времени их будут проверять. На мой взгляд, уже давно назрела необходимость принятия такого закона», – поясняет г-жа Ердыбаева.
По ее мнению, даже с упрощением процедур казахстанцы по-прежнему будут регистрировать и ликвидировать предприятия не самостоятельно, а с помощью профессионалов.
«Люди, которые никогда с этим не сталкивались, самостоятельно компанию не зарегистрируют, а тем более не ликвидируют. Ведь чтобы все грамотно организовать, нужны ноги и время. Я думаю, что население все равно будет прибегать к юридическим услугам, тем более сейчас цены не такие уж высокие», – объяснила генеральный директор юридического агентства «Егсат».
В зависимости от размера и уровня компании в среднем стоимость регистрации в Алматы варьируется от $200 до $3 тыс. Тогда как цены на ликвидацию юридического лица начинаются от $2 тыс. и выше. Поскольку и трудозатраты на подготовку пакета документов значительно больше, чем при регистрации.
Время покажет
Похожие взгляды и у Жандоса Насретдинова, руководителя юридической компании «Protego». «Спрос на юридические услуги растет с каждым годом. Как правило, человек открывает бизнес, чтобы заработать законным путем деньги. Но в законе прописаны лишь общие положения о том, как должен вести себя бизнес. Имущественный интерес – дело компании и его необходимо прописать во всех учредительных документах, чтобы в будущем избежать спорных ситуаций. И для этого обычно обращаются к юристам», – говорит г-н Насретдинов.
По его словам, упрощение административных процедур ведения бизнеса благоприятно скажется не только на экономике государства в целом, но и на инвестиционной привлекательности казахстанского рынка для иностранных инвесторов.
«Если в республике проще будет вести бизнес, то больше будет открываться субъектов частного предпринимательства. Я считаю, должна быть инициатива граждан что-то предпринимать, делать, творить. Современные информационные технологии настолько поражают воображение, что для бизнеса границы возможного сложно представить. И спрос на информационные услуги, которые своей скоростью и удобством будут удовлетворять потребности предпринимателей, огромен», – убежден г-н Насретдинов.
Однако Камшат Таранова, директор юридического агентства «Аваль», уверена, что говорить об электронной регистрации компаний еще слишком рано. «Открытие либо закрытие компании посредством интернета еще очень далеко. К такому нововведению не готовы как граждане, так и многие законы. На практике документы рассматриваются намного быстрее, когда их сдаешь на руки, нежели отправляешь на сервер соответствующей организации. Часто компьютеры зависают, файлы не отправляются и таких моментов достаточно много», – считает г-жа Таранова.
Добавив, что в лучшем случае система на 100% заработает лишь в следующем году. «В январе ввели электронное лицензирование, в марте отрегулировали подзаконные акты, какое-то время в ведомствах приводили в соответствие внутренние документы. В итоге фактически все нормально начало работать только с июля-августа. Электронное оформление – хорошая инициатива, но чтобы это реально заработало, необходимо время, а сейчас мы немного буксуем», – заключила директор юридического агентства «Аваль».
Виктор Климов