USD
444.32₸
-1.340
EUR
473.33₸
-1.250
RUB
4.76₸
-0.020
BRENT
88.45$
BTC
66344.60$

Отечественным бизнесменам облегчат жизнь

Открыть собственный бизнес в Казахстане станет гораздо проще. Министерством юстиции инициирован проект закона «О внесении измене...

Share
Share
Share
Tweet
Share
Отечественным бизнесменам облегчат жизнь- Kapital.kz

Открыть собственный бизнес в Казахстане станет гораздо проще. Министерством юстиции инициирован проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств». Об этом «Капитал.kz» рассказала Венера Калимова, заместитель председателя Комитета регистрационной службы и оказания правовой помощи МЮ РК.

«Законопроект в первую очередь направлен на поддержку малого бизнеса. Им предусмотрен ряд нововведений, упрощающих процедуру регистрации и ликвидации юридических лиц. Так, с учетом возможностей информационных систем органов юстиции, статистики и налоговых органов, а также развития портала «электронного правительства» будут доработаны и информационные системы Центров обслуживания населения», – говорит г-жа Калимова.

По ее словам, электронная регистрация полностью исключит обращение заявителя в госорганы, а действующее бумажное свидетельство о государственной регистрации юридического лица будет заменено электронной справкой. Кроме того, при регистрации субъектов частного предпринимательства отменяется предоставление устава и документа, подтверждающего местонахождение юрлица.

«Таким образом, обращение в регистрирующий орган заявителя не требуется, и тем самым исключается контакт государственного служащего с представителем юридического лица. В результате для открытия бизнеса достаточно будет представить заявление о регистрации и оплатить регистрационный сбор», – поясняет заместитель председателя Комитета регистрационной службы и оказания правовой помощи МЮ РК.

Сегодня вся процедура регистрации до выдачи готовых документов для субъектов частного предпринимательства занимает от 5 до 11 рабочих дней. С принятием закона сроки регистрации для всех субъектов частного предпринимательства будут сокращены до 1 дня, ликвидации – от 10 до 5 рабочих дней.

«При ликвидации исключается необходимость предоставления: документа, подтверждающего уничтожение печати, ликвидационного баланса и решения о его утверждении, документа, подтверждающего снятие с учетной регистрации филиалов и представительств, справки об отсутствии налоговой задолженности. Последняя будет проверяться в автоматическом режиме путем интеграции базы налоговых органов с базой «юридические лица», – объясняет г-жа Калимова.

Совершенствуя регистрационные процедуры, МЮ РК ставит несколько задач. В их числе упрощение порядка создания бизнеса в Казахстане, формирование благоприятного климата для развития предпринимательства, исключение непосредственного контакта предпринимателей и государственных служащих, а также возможность полного перехода на электронную регистрацию в дальнейшем.

Проект закона «О внесении поправок в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» сейчас находится в мажилисе парламента.

Как рассказала «Капитал.kz» Гульжиян Ердыбаева, генеральный директор юридического агентства «Егсат», упрощение процедур регистрации и ликвидации юридических лиц позволит не только сэкономить время, но и избежать коррупции.

«Человек получает цифровую подпись и через интернет уже спокойно может зарегистрировать все документы. На самом деле это очень удобно. А если все будет четко работать, тогда снизится и негативный человеческий фактор, который практически везде присутствует», – считает г-жа Ердыбаева.

Семь кругов ада

Сегодня зарегистрировать фирму намного легче, чем ликвидировать. В частности, если регистрация юридического лица занимает в среднем 10-15 рабочих дней со дня сдачи пакета документов в ЦОН, то процесс ликвидации может занять у предпринимателя в среднем от полугода до года ожиданий.

Основная причина в сложности процедуры, которая требует 11 различных документов. Для начала необходимо обязательно опубликовать в «Юридической газете» объявление о ликвидации и создать ликвидационную комиссию. Затем в управление юстиции нужно предоставить решение о ликвидации собственников юрлица, подлинники учредительных документов и квитанцию органа внутренних дел об уничтожении печати.

«Ликвидация юридического лица – это семь кругов ада, и даже больше. Если компания занималась внешнеэкономической деятельностью, то потребуется справка с таможни об отсутствии задолженности. Но самый главный документ – справка об отсутствии задолженности. Вот здесь, как правило, у предпринимателей и возникают проблемы», – уверена эксперт.

Отметив, что прежде чем заполучить заветную бумагу с налогового комитета, в ликвидируемую компанию должен прийти налоговый инспектор из отдела аудита и провести проверку.

«Обычно проверка приходит и выявляет недостатки. При этом многое зависит от продолжительности существования компании на рынке. К примеру, если фирма работала 1-2 года с 5-6 контрагентами, то все пройдет относительно быстро. А если компания существует 10 лет – представьте, сколько времени их будут проверять. На мой взгляд, уже давно назрела необходимость принятия такого закона», – поясняет г-жа Ердыбаева.

По ее мнению, даже с упрощением процедур казахстанцы по-прежнему будут регистрировать и ликвидировать предприятия не самостоятельно, а с помощью профессионалов.

«Люди, которые никогда с этим не сталкивались, самостоятельно компанию не зарегистрируют, а тем более не ликвидируют. Ведь чтобы все грамотно организовать, нужны ноги и время. Я думаю, что население все равно будет прибегать к юридическим услугам, тем более сейчас цены не такие уж высокие», – объяснила генеральный директор юридического агентства «Егсат».

В зависимости от размера и уровня компании в среднем стоимость регистрации в Алматы варьируется от $200 до $3 тыс. Тогда как цены на ликвидацию юридического лица начинаются от $2 тыс. и выше. Поскольку и трудозатраты на подготовку пакета документов значительно больше, чем при регистрации.

Время покажет

Похожие взгляды и у Жандоса Насретдинова, руководителя юридической компании «Protego». «Спрос на юридические услуги растет с каждым годом. Как правило, человек открывает бизнес, чтобы заработать законным путем деньги. Но в законе прописаны лишь общие положения о том, как должен вести себя бизнес. Имущественный интерес – дело компании и его необходимо прописать во всех учредительных документах, чтобы в будущем избежать спорных ситуаций. И для этого обычно обращаются к юристам», – говорит г-н Насретдинов.

По его словам, упрощение административных процедур ведения бизнеса благоприятно скажется не только на экономике государства в целом, но и на инвестиционной привлекательности казахстанского рынка для иностранных инвесторов.

«Если в республике проще будет вести бизнес, то больше будет открываться субъектов частного предпринимательства. Я считаю, должна быть инициатива граждан что-то предпринимать, делать, творить. Современные информационные технологии настолько поражают воображение, что для бизнеса границы возможного сложно представить. И спрос на информационные услуги, которые своей скоростью и удобством будут удовлетворять потребности предпринимателей, огромен», – убежден г-н Насретдинов.

Однако Камшат Таранова, директор юридического агентства «Аваль», уверена, что говорить об электронной регистрации компаний еще слишком рано. «Открытие либо закрытие компании посредством интернета еще очень далеко. К такому нововведению не готовы как граждане, так и многие законы. На практике документы рассматриваются намного быстрее, когда их сдаешь на руки, нежели отправляешь на сервер соответствующей организации. Часто компьютеры зависают, файлы не отправляются и таких моментов достаточно много», – считает г-жа Таранова.

Добавив, что в лучшем случае система на 100% заработает лишь в следующем году. «В январе ввели электронное лицензирование, в марте отрегулировали подзаконные акты, какое-то время в ведомствах приводили в соответствие внутренние документы. В итоге фактически все нормально начало работать только с июля-августа. Электронное оформление – хорошая инициатива, но чтобы это реально заработало, необходимо время, а сейчас мы немного буксуем», – заключила директор юридического агентства «Аваль».

Виктор Климов

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.