Середина лета для казахстанских автовладельцев ознаменовалась снижением цен на бензин, однако радость длилась недолго. Пришла осень, казахстанцы вышли из отпусков, окунулись в трудовые будни, и цены на бензин вернулись на свои позиции.
Согласно официальной информации Агентства РК по регулированию естественных монополий (АРЕМ), в связи с изменением значений котировок на нефть марки Brent с $104,09 за баррель в июне до $114,8 за баррель в сентябре предельные цены на розничную реализацию нефтепродуктов, на которые установлено государственное регулирование цен, с 3 октября текущего года составили с учетом НДС: дизельное топливо – 94 тенге за литр; Аи-80 – 89 тенге за литр; Аи – 92 – 110 тенге за литр.
Хотя всего три месяца назад АРЕМ своим решением снизило предельные цены на розничную реализацию нефтепродуктов: дизельное топливо – 90 тенге за литр; Аи-80 – 86 тенге за литр; Аи-92/93 – 106 тенге за литр. Такие колебания неоднозначно восприняты как экспертами, так и рынком.
«Объективных причин для повышения розничных цен на бензин на внутреннем рынке нет», – считает Сергей Смирнов, эксперт Института политических решений. Цена на нефть в течение предыдущих двух месяцев колебалась на уровне $110 за баррель, поэтому повышать цены на бензин, ссылаясь на увеличение стоимости нефти на мировом рынке, некорректно, полагает он. При этом эксперт отметил, что расчет стоимости топлива с привязкой к мировым ценам на нефть очень сложный. В этом расчете учитываются многие моменты, которых можно было бы избежать и снизить цены на бензин. «В стране нет рынка топлива в классическом понимании, есть лишь некоторые его элементы и внешние атрибуты. Неадекватность роста цен на нефть и ГСМ свидетельствует об отсутствии рыночных механизмов регулирования. Так, рост стоимости барреля (160 литров) нефти с июня по октябрь на 8,5% привел к увеличению (с 3 октября) цены литра Аи-92 почти на 4%», – подчеркнул г-н Смирнов.
Сергей Смирнов указывает и на то, что в случае снижения цен на ГСМ АРЕМ отреагировало только через несколько месяцев после изменения мировых цен на нефть. «Падение цен на нефть началось с конца апреля 2012 года, тогда как АРЕМ подписало приказ только в конце июня текущего года», – подчеркнул эксперт.
С другой стороны, как считает Дмитрий Александров, начальник отдела аналитических исследований ИГ «УНИВЕР», повышение цен на бензин вполне оправдано с точки зрения рынка. «Мировые цены на нефть довольно давно стоят в определенном коридоре, то есть сказать, что цены на нефть растут, нельзя. Вместе с тем подъем цен на нефтепродукты на внутреннем рынке – это разумное решение», – утверждает российский эксперт.
Г-н Александров связывает нынешнее повышение цен на бензин с трудным положением независимых автозаправочных станций (АЗС) в нашей республике. «Возможно, поднятие цен в настоящее время может быть попыткой хоть немного повысить маржу для независимых игроков», – подчеркнул он.
В середине сентября владельцы отечественных АЗС обратились в Министерство нефти и газа РК с требованием пересмотреть предельную розничную стоимость топлива. Тогда реализаторы ГСМ утверждали, что заправкам грозит разорение, если «предел», установленный АРЕМ, останется на нынешнем уровне. И вот решение АРЕМ не заставило себя ждать.
В подтверждение обоснованности таких требований выступает г-н Александров.
«Повышением цен на внешнем рынке всегда пытаются объяснять повышение цен на внутреннем рынке нефтепродуктов. В принципе так оно и есть. Однако для каждой страны это правило действует по-разному», – уточняет аналитик. К примеру, в США более рыночная модель. По оценке г-на Александрова, в России эта зависимость меньше, потому что степень консолидированности оптового и розничного рынка очень сильная и из-за этого очень сильно влияние вертикально интегрированных компаний, в том числе и государственных. С другой стороны, у государства возникает возможность сдерживать цены. В случае с Казахстаном степень консолидированности еще выше. «Вместе с тем в последнее время произошло существенное снижение количества АЗС по причине того, что у них была нулевая или даже минусовая маржа из-за того, что не было верхней ценовой границы в оптовом сегменте рынка нефтепродуктов. Для тех, у кого был прямой доступ к НПЗ, с собственной добычей было все нормально, а для тех, у кого не было таких возможностей – были крупные проблемы», – поясняет эксперт.
Дмитрий Александров полагает, что низкие цены на розницу могут отпугивать и крупных игроков, в том числе и российских. К примеру, «ГазпромНефти» выгоднее работать в южных регионах России, чем развивать свой бизнес в Казахстане. «Поэтому можно придумывать какие-то схемы с переработкой, либо просто повысить верхние границы цен в рознице. Последний инструмент более рыночный и понятный для всех участников рынка. Мелкие игроки в таком случае могут не просто понять этот инструмент, но и воспользоваться им», – заключил г-н Александров.
А г-н Смирнов предлагает несколько иное решение данной ситуации. Аналитик полагает, что устанавливаемые государством предельные цены должны применяться ко всем участникам рынка (ресурсодержателям, оптовикам, рознице) и учитывать операционные расходы каждого из них.
Ольга Веселова