В формировании цен на нефть базовым стал спекулятивный фактор
Крупные экспортеры нефти выступают за стабилизацию цен на сырье. Однако они давно утеряли рычаги регулирования на нефтяном рынке. Сегодня вопрос цены на «черное золото» зависит от других факторов.
Страны Персидского залива, входящие в ОПЕК, хотели бы стабилизировать цены на нефть марки Brent в районе $100 за баррель. «В настоящее время между странами Персидского залива и, по факту, также некоторыми членами ОПЕК, которые не относятся к странам Персидского залива, существует согласие относительно того, что $100 за баррель является подходящей ценой как для продавцов, так и для покупателей», – цитирует «Интерфакс» слова одного из представителей ОПЕК.
«В целом нестабильность цен на нефть за предыдущие годы привела к тому, что покупатели стали переходить на газ, снижая таким образом свои риски. Существенное повышение цен на нефть влечет за собой впоследствии стагнацию и соответственно снижение спроса и падение цен, поэтому желание стабилизировать цены очень логично для продавцов», – рассказала Анна Анненкова, старший специалист аналитического отдела ИК «Баррель».
Эксперты заверяют, что стоимость нефти $100 за баррель является оптимальной, так как эта цена позволяет экспортерам окупить свои затраты, а покупателям приобретать сырье по оптимальной стоимости. Денис Борисов, аналитик «Номос Банка», уверен в том, что именно этот уровень цены на нефть является точкой окупаемости для большей части экспортеров, с другой стороны, она не оказывает негативного влияния на мировую экономику.
Если же брать отечественные реалии, то предлагаемый уровень цены на нефть не будет губительным для экономики нашей республики, так как в проекте бюджета Казахстана на следующий год цена на нефть заложена в размере $95 за баррель. Но как заметила г-жа Анненкова, стабилизация цены на нефть умеренно негативна для РК. «К сожалению, деньги, полученные от продаж сырья, идут не на развитие реального сектора экономики, а на накачку финансового сектора», – подчеркнула она.
ОПЕК, несмотря на рациональность решения о стабилизации цен на нефть, лишена рычагов регулирования. «Сегодня цена в большей степени определяется не балансом между спросом и предложением, а крупными инвестиционными банками», – отметила г-жа Анненкова. Предыдущие годы показали, что ОПЕК больше не может регулировать цену на нефть. На нефтяном рынке реальных контрактов по нефти заключается порядка 2%, все остальное – это спекулятивные сделки. На данном этапе на фондовом рынке сосредоточены очень большие спекулятивные капиталы, которые, собственно, и формируют цены. В современных реалиях при падении цен на нефть заявления ОПЕК о сокращении объемов добычи лишь на некоторое время приостанавливают падение, но не меняют ситуацию на рынке в целом.
Сегодня базовым фактором в ценообразовании на нефтяном рынке, по мнению экспертов, является спекулятивный фактор. Ярким примером влияния спекулятивного фактора служит ситуация 2008 года, когда цена на нефть поднялась в 3 раза, после чего упала в 5 раз. Никаких реальных предпосылок для этого не было. «Данная ситуация была спровоцирована событиями на фондовом рынке. Крупные американские банки имеют внушительные запасы нефти, что позволяет им вести эффективную игру на фондовом рынке», – пояснила Анна Анненкова.
Экономический фактор, замедление темпов роста экономик и реальное соотношение спроса и предложения на нефтяном рынке отошли на второй план.
Венера Гайфутдинова