Пересядет ли Казахстан на «Лады»?

03.10.2012 • 21:40 1654

Пересядет ли Казахстан на «Лады»?

В рамках Таможенного союза в Казахстан завозится все больше российских автомобилей. Это и есть часть цены, которую наша страна заплатит за интеграцию с Россией.

Как на днях передало информационное агентство КазТАГ, министр по делам экономической интеграции Жанар Айтжанова не согласна с критикой депутата мажилиса парламента Мурата Абенова, что Казахстан защищает автомобильный рынок России.

«Да, импорт российских автомобилей растет – это единый рынок. Но и мы также видим, что растет наше производство. Это пока несоизмеримо в объемах, но что касается «Азия Авто», они в 2011 году произвели 7 тысяч 326 автомобилей против 3 тысяч в 2010 году. Мы все равно видим рост», – говорит Жанар Айтжанова.

Кроме того, по словам министра, АО «АгромашХолдинг», которое работает с корейской SsangYong, произвело в 2011 году около 800 автомобилей. «То есть у нас тоже делается упор на развитие отечественного автопрома в сотрудничестве с Россией», – добавила она.

Напомним, депутат Мурат Абенов поинтересовался у министра, как обеспечивается защита автомобильного рынка Казахстана. «Сегодня получается, что мы защищаем только автомобильный рынок России. Я смотрел последние сведения. В 3 раза увеличился завоз российских автомобилей, при этом в нашем автопроме такого роста нет. Получается, что мы пытаемся защищать свой рынок, на самом деле в последних договоренностях таких защитных мер мы не видим», – отметил г-н Абенов.

Растет и развивается

Автомобильный рынок Казахстана развивается, продажи отечественных автомобилей растут. Так, в 2011 году продажи легковых автомобилей казахстанского производства составили 7,347 тыс. единиц – в 2,4 раза выше показателя 2010 года. Таким образом, доля автомобилей казахстанского производства в сегменте новых легковых автомобилей возросла до 19,64% против 17,37% годом ранее.

В текущем году эта динамика сохранилась. По данным игроков рынка, за 7 месяцев 2012 года официальными дилерами было реализовано почти 48 тыс. машин, что в 2,5 раза больше аналогичного периода прошлого года. Неплохие результаты показывает реализация автомобилей отечественной сборки. Авто с маркой «Сделано в Казахстане» было продано порядка 10 тыс., что в 3 раза больше показателя 2011 года.

Одновременно с ростом продаж российских автомобилей растут и продажи узбекских машин. Так, за август текущего года в Казахстане реализовано 774 автомобиля GM Uzbekistan. В настоящий момент Nexia находится на четвертой строчке в топе самых продаваемых автомобилей в Казахстане, а Matiz – на десятой позицию.

Ограниченный рост

Кстати, планы по строительству завода полного цикла с участием АвтоВАЗа в Усть-Каменогорске были озвучены уже давно, но никак не воплощались в жизнь. Основная причина: проблемы российского производителя на российском рынке и отсутствие устойчивого спроса.

Именно Таможенный союз, высокий уровень таможенных пошлин на импортируемые из-за пределов интеграционного объединения автомашины позволили казахстанскому рынку расти быстрыми темпами. Правда, этот рост весьма ограниченный. Ассортимент – произведенные и собранные в России и Беларуси автомобили.

Если о заводе полного цикла с российскими партнерами руководство усть-каменогорского завода «Азия Авто» говорит уже несколько лет, то реальные подвижки произошли лишь относительно недавно. Напомним, в ноябре АвтоВАЗ, «Азия Авто» и НК «СПК «Ертiс» заключили меморандум о стратегическом партнерстве.

В соответствии с этим соглашением в 2012 году стороны начнут строительство завода полного цикла производства автомобилей: линии сварки, окраски, сборки и выпуска комплектующих. Запуск первой очереди производства (90 тыс. автомобилей в год) планируется в 2015 году, второй очереди (еще 30 тыс. автомобилей в год) – в 2017 году. Произведенные в Казахстане автомобили будут реализовываться на рынках стран Средней Азии, в Закавказье, Сибирском и Дальневосточном округах России.

По сути, усть-каменогорский завод будет представлять интересы АвтоВАЗа в регионах России, куда из-за дорогой логистики поставлять машины из Тольятти невыгодно.

Еще раз речь о заводе шла во время недавней встречи глав государств России и Казахстана.

Ничего другого не остается

АвтоВАЗ стремится в Казахстан еще и из-за того, что стремительно теряет позиции на своем крупнейшем экспортном рынке – Украине. В первом квартале 2012 года продажи АвтоВАЗа на Украине упали на 42%, и доля рынка сократилась почти вдвое, а в Казахстане продажи выросли на 196,4%, а доля рынка – до 41,5%. Напомним, доля рынка автомобилей казахстанской сборки в Казахстане около 20%.

В отчетности АвтоВАЗа говорится, что завод впервые утратил лидирующие позиции на рынке Украины, уступив первое место корейской «Хундай» и продав в 1 квартале 2012 года 3,8 тыс. машин, на 42% меньше к тому же периоду 2011 года (6,6 тыс.).

Для сравнения: в 2011 году АвтоВАЗ продал на украинском рынке 29 тыс. машин, на 17% больше, чем в 2010 году. При этом АвтоВАЗ считает, что Украина остается для него стратегическим и одним из крупнейших экспортных рынков. «Одно из свидетельств – по итогам первых четырех месяцев 2012 года примерно 30% экспортных поставок готовых автомобилей АвтоВАЗа приходится на Украину», – пишет РБК daily со ссылкой на источники на заводе.

По оценке директора отделения стратегического планирования дилерского холдинга «Атлант-М», работающего, в том числе и на Украине, Алексея Терещенко, модельный ряд АвтоВАЗа чрезвычайно, критически устарел, а единственное конкурентное преимущество – низкая цена, хотя в том же ценовом сегменте на украинском рынке представлены более современные китайские автомобили местной сборки. По прогнозу Алексея Терещенко, продажи АвтоВАЗа будут падать, пока на Украине не начнут продаваться «Гранта» и «Лагрус». Серьезным риском для АвтоВАЗа (как и для иномарок российской сборки) Алексей Терещенко считает намерения украинских властей ввести временные защитные пошлины для поддержки собственного автопрома (+15% на 3 года).

Ослабив позиции на Украине, АвтоВАЗ смог укрепить их на рынке Казахстана, продав в 1 квартале 5,4 тыс. машин, на 196,4% больше к тому же периоду 2011 года, и увеличив рыночную долю до 41,5%. Наибольшим спросом в Казахстане пользуются «Самары» и «Приоры». В прошлом году на казахстанском рынке продано 13 тыс. новых машин. Для сравнения: машин казахстанской сборки в 2011 году подано 7,347 тыс. единиц, почти в 2 раза меньше.

По большому счету, рост продаж российских автомобилей в РК – это часть цены, которую Казахстан должен заплатить за интеграцию в рамках Таможенного союза. Важнее всего то, чтобы идея строительства завода полного цикла не утонула в дискуссиях.

Андрей Кириллов

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

03.10.2012 • 21:40 1654

Поделиться
Пересядет ли Казахстан на «Лады»?
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus