Казахстанские власти призывают иностранных инвесторов идти навстречу отечественному бизнесу в плане обеспечения казсодержания.
Недавно на инвестиционном форуме «Создание новых производств в Западном Казахстане» в Актау генеральный директор ассоциации Kazenergy Джамбулат Сарсенов озвучил правильную мысль: чтобы повышать казахстанское содержание, необходимо, чтобы иностранные инвесторы и казахстанские предприниматели уважали друг друга.
Вместе с тем по-прежнему актуальными остаются вопросы местного содержания в закупках нефтегазовых компаний. «Рост казахстанского содержания невозможен без взаимного движения навстречу друг другу. Не должно быть однобокого прессинга со стороны властей и обратной защитной реакции со стороны инвесторов», – подчеркнул он.
В качестве примера г-н Сарсенов привел опыт таких стран, как Великобритания, Норвегия, Бразилия, где благодаря партнерским, стимулирующим методам, построению диалога между государством и недропользователями удалось решить проблему местного содержания. Это стало возможным посредством заключения меморандумов о взаимопонимании между правительством и недропользователями, предоставления дополнительных льгот и преференций, активной роли государства в выявлении причин успеха или неудачи местных производителей.
Откуда оно пришло
Так уж сложилось, что иностранные инвесторы, пришедшие на казахстанский рынок, зачастую покупают товары и услуги на знакомых рынках. Например, европейские инвесторы предпочитают работать с европейскими поставщиками товаров и услуг.
Тем самым большая часть средств инвесторов практически реинвестируется на их же рынки. Кстати, в середине 90-х годов прошлого века, когда иностранные инвесторы пришли в нефтегазовый сектор, такое положение всех, в принципе, устраивало. Внутри страны не производились товары и услуги, в которых нуждались иностранные инвесторы. Тогда и казахстанское правительство не предъявляло инвесторам никаких требований.
Ситуация изменилась с тех самых пор, как Казахстан стал все увереннее чувствовать себя на своем собственном рынке. Примером такой уверенности можно назвать вхождение национальной нефтегазовой компании «КазМунайГаз» в самые крупные проекты – Карачаганак и Кашаган.
Очередным этапом этой уверенности стало так называемое «казахстанское содержание». Правительство уже не устраивало то, что инвесторы практически все необходимое закупали через компании, с которыми они привыкли работать в течение долгих лет. Смысл требований казахстанских властей – это попытка внедрить в структуру бизнеса иностранного инвестора казахстанские компании.
Так как в Казахстане еще не производят сложное технологическое оборудование, то речь может идти о сервисных услугах, а также посреднической деятельности. Иностранный инвестор должен будет приобретать товары и услуги через казахстанские компании. Так как в контрактах, подписанных с казахстанским правительством, такого обязательного пункта нет, то до поры до времени «казахстанское содержание» носило рекомендательный характер.
Рычаг воздействия
Власти предпочли вносить поправки в законодательство, чтобы увеличить «казахстанское содержание». Еще в 2010 году министерство нефти и газа выдвинуло ряд требований, неисполнение которых влечет за собой расторжение контракта. Одно из них: нефтегазовые компании должны добиться максимальной транспарентности тендерных процедур посредством перехода на электронные закупки.
Особо строго власти наказывали за непрозрачность тендерных процедур – ведь ранее многие компании не публиковали объявления о закупках, тем самым ущемляя права отечественных предпринимателей. В 2010 году из-за несоблюдения обязательств по «казахстанскому содержанию» с 28 компаниями нефтегазового сектора были расторгнуты контракты на недропользование, в 2011 году – еще с 5 компаниями. Так государство вновь доказало твердость в своем намерении поддержать отечественных производителей.
Данная статистика свидетельствует, что хуже всего дела в сфере КС обстоят в категории «закупки товаров». При этом, согласно Программе по развитию нефтегазового сектора Казахстана на 2010-2014 годы, уже через четыре года уровень «казахстанское содержание» в закупках нефтегазовых компаний в этой категории должен быть доведен до 16%.
Потенциал налицо
Казахстан вполне может рассчитывать на ускоренное развитие «казахстанского содержания» в нефтегазовой сфере. Например, отечественные предприниматели могут производить насосы, среднегодовой объем закупок которых превышает $5,8 млн. В данный момент у нас используются насосы таких производителей, как John Crane, Flowserve, Worthington-Batignolles, Sunndyne, Sulzer, Weir, Bornemann Pumps.
Потребности крупных недропользователей в емкостях и резервуарах, среднегодовой объем закупок по которым доходит до $12 млн, сейчас закрывает продукция Enersul Limited Partnership.
Также в Казахстане можно производить запорную арматуру – клапаны, краны, задвижки (емкость рынка около $1,9 млн). В настоящее время поставщиками данной продукции являются Cameron, Emerson Process Management AG, Worley Parsons, Lazaro Ituarte.
Если говорить об электрооборудовании ($18,9 млн), поставщиками которого являются Siemens, Schnieder, ABB, Areva, Anixter, Peppers Cable Glands, Furse, Legrand Electrical, Cameron GMBH, Carpenter & Paterson ltd, то его выпуск готовы наладить АО «Кентауский трансформаторный завод», АО «Завод имени Кирова» и АО «Казэлектромаш».
Как видно из приведенных примеров, нефтегазовый комплекс РК вполне может наращивать «казахстанское содержание» не только при помощи работ и услуг, но и перейти на использование многих категорий оборудования, производимого внутри страны. Стоит лишь поддержать предприятия, которые могут его поставлять, и убедить (или заставить) недропользователей использовать казахстанскую продукцию. Тем более если наше качество будет действительно соответствовать качеству иностранных поставщиков.
Арман Досов