Алматинский метрополитен, несмотря на свою непростую историю, уже успел занять прочное место в транспортной инфраструктуре мегаполиса. За этим последовали международное признание и постоянно растущий интерес к метро, как со стороны алматинцев, так и со стороны гостей города.
О дальнейших планах развития метрополитена, о текущих трудностях, сопровождающих возведение новых объектов, о том, каким образом обеспечивается безопасность на станциях метро и как могут сказаться непростые сейсмические условия на работе алматинской «подземки», а также о многом другом в эксклюзивном интервью «Капитал.kz» рассказал директор КГП «Метрополитен» Кыдрал Бегасильев.
– Как оценивается работа метрополитена за прошедший с начала его функционирования период?
– Думаю, что с момента запуска в эксплуатацию работу метрополитена можно смело назвать успешной. Причем это касается как уже действующих объектов, так и возводимых. Более того, метро Алматы было отмечено на международном уровне, получив «Золотую колесницу» на форуме ассоциации метрополитенов мира в Израиле. А издание TheCoolist внесло наше метро в десятку самых красивых в мире.
– Какие эксплутационные трудности возникли за год с небольшим с начала запуска метрополитена?
– В процессе эксплуатации объектов такой сложности неизбежно возникают трудности различного масштаба и специфики. Но в целом функционирование метрополитена нареканий не вызывает и оценивается положительно. C начала работы каких-либо крупных эксплуатационных сбоев зафиксировано не было.
Единственным наиболее масштабным происшествием можно считать задержку одного из составов, которая произошла осенью, в результате чего график движения поездов был нарушен на 20 минут. Однако уже в скором времени работа была восстановлена.
В свою очередь специалисты компании Hyundai Rotem, поезда которой эксплуатируются в алматинском метрополитене, в рамках обеспечения гарантийного обслуживания оперативно и качественно устранили эту неисправность. И сейчас работа объектов, а также подвижного состава осуществляется в штатном режиме.
– Как обстоят дела относительно пассажиропотока, прогнозируется ли его увеличение, или наоборот, уменьшение?
– Пассажиропоток постоянно растет. И я думаю, что запуск последующих направлений метрополитена на запад и на север с охватом других частей города позволит обеспечить существенный прирост пассажиропотока.
Сейчас у людей определенно есть интерес к метро. И самое главное – они уже оценили его преимущества. В этой связи я убежден, что у нас все впереди, поскольку мы постоянно развивающееся предприятие.
– Какие нормы безопасности и поддержания общественного порядка действуют на введенных уже в эксплуатацию объектах?
– Поскольку метрополитен стратегический объект, то требования к безопасности предъявляются самые высокие. К примеру, круглосуточную охрану на объектах несут сотрудники специально созданного УВД на транспорте. Кроме того, перед выездом составы обследуются обученными собаками на наличие взрывчатых и отравляющих веществ.
Плюс ко всему, каждая станция, а также поезда оснащены видеокамерами. Они работают в онлайн-режиме и выводят всю информацию на мониторы диспетчерской службы и полиции. Наконец отсутствие сотовой связи и беспроводного интернета в метрополитене также напрямую связано с требованиями безопасности.
– Существует обывательское мнение о том, что непростая сейсмическая обстановка впоследствии может сыграть негативную роль в эксплуатации объектов метрополитена.
– Строительство сооружений у нас ведется при неукоснительном соблюдении всех необходимых нормативов, обеспечивающих сейсмоусиление. Кроме того, прием этих объектов в эксплуатацию производится специальной комиссией с участием всех соответствующих структур.
– Когда планируется запуск двух новых станций второй очереди метрополитена?
– Начало эксплуатации двух станций второй очереди «Сайран» и «Москва», строительство которых ведется по проспекту Абая в западном направлении, намечено к началу 2014 года. Построенные объекты позволят нам соединить центр города со спальными районами.
– Какие факторы оказывают влияние на скорость строительства?
– В условиях нашего региона нужно учитывать сложные инженерно-геологические особенности, к примеру, неоднородность грунта и его повышенную сыпучесть. Это, конечно, может повлиять на сроки реализации проекта.
Также на сроки строительства, безусловно, влияет и изъятие участков под строительство вспомогательных наземных объектов. Эти вопросы зачастую решаемы только в судах, что естественным образом влечет за собой дополнительно как временные, так и финансовые затраты.
– В январе текущего года началась установка рекламных конструкций на объектах метрополитена. По каким критериям велось определение победителя тендера на оказание этой услуги?
– Тендер проводился согласно действующему законодательству, на основе технической спецификации, которой должен соответствовать тот или иной участник. По результату конкурса победителем стала компания ТОО «Мультимедиа Сервис».
Одно из главных условий тендера – это опять же безопасность. То есть материалы, из которых будут выполнены рекламные конструкции, должны быть безопасны для жизни и здоровья пассажиров. Конечно, большое внимание будет уделено смысловому наполнению рекламы. Кроме того, выигравшая тендер компания обязана установить на станциях метрополитена скамейки для удобства наших пассажиров.
– Что будет с торговыми площадями, расположенными в подземных переходах метрополитена?
– Торговые площади планируется в скором времени сдать в аренду. Требования к арендаторам будут аналогичны тем, которые предъявляются участникам тендера. То есть в первую очередь безопасность. Также в одном месте не должно быть бутиков с одинаковыми товарами.
– Некоторое время назад ходили разговоры о введении единого проездного билета и в метро. Насколько реализуема эта идея?
– Скорее всего, это будет не проездной билет, а так называемая единая платежная карточка, которая будет действовать на всех видах общественного транспорта, причем, возможно, не только муниципального. Но пока это только в планах.
Теги: метрополитен Алматы, строительство, запуск второй очереди, безопасность, транспортная инфраструктура