К концу лета в Центральном депозитарии Казахстана числилось 188 009 лицевых счетов, открытых на физических лиц. Только за август было открыто почти 6,5 тыс. счетов, а с начала года - 55 тыс. Это тот самый бум частных инвесторов, который нам обещали?
На самом деле нет. До настоящего бума еще очень далеко. Сейчас в Казахстане только 2% экономически активного населения проявляют интерес к фондовому рынку. А если посмотреть, сколько людей совершают сделки — то и того меньше. В августе сделки с акциями совершало только чуть больше 8 тыс. счетов, то есть... 0,08% экономически активного населения. Для примера в той же России, где в прошлом году случился настоящий бум частных инвесторов — их доля в экономически активном населении превышает 15%. В развитых странах эта доля не уменьшается ниже 30-40%. При этом стоит отметить, что частные инвесторы заметные игроки — в объеме торгов акциями в денежном выражении физические лица составляют 45,4%, что не говорит в пользу развитости фондового рынка Казахстана.
Что же делать? Можно сложить руки и ждать, когда все случится само собой. А оно обязательно случится – при снижении инфляции будет снижаться и базовая ставка, за ней будет падать и доходность депозитов, и вкладчики станут искать лучшее применение своим деньгам, обращаясь в том числе и к инструментам фондового рынка. Так случилось и в России — где к началу кризиса инфляция практически достигала 2%, сейчас разогнавшись, она снова приводит к оттоку депозитов, ведь зачастую депозитные ставки не покрывают даже инфляции. В этом случае Казахстан придет к буму частных инвесторов только через несколько лет. Кстати, не стоит забывать, что в 2024 году в рамках ЕАЭС заработает единое финансовое пространство, а значит - и российские инвестиционные продукты смогут легально работать на нашем рынке, и, если честно, то нашим пользовательским решениям в этой отрасли еще очень далеко до соседских.
Второй путь - проактивный. Первый бум инвесторов был обусловлен программой Народное IPO. Ее перезапуск сможет повысить интерес к инструментам фондового рынка, к сожалению, последние крупные IPO Казатомпрома и Kaspi прошли практически без участия частных инвесторов и в сроки, не позволяющие провести широкую коммуникационную кампанию. У Казахстана есть активы для IPO, которые могут заинтересовать и привлечь инвесторов на внутреннем рынке — КазМунайГаз, Air Astana, SPO Казахтелеком, Казпочта, КТЖ и другие компании, которые вот уже давно стоят в очереди на первичное размещение или приватизацию, но год за годом ее откладывают. Главное, что нужно учесть при разработке программы Народное IPO 2.0 — достаточное количество времени на коммуникацию с потенциальными инвесторами — иначе все снова уйдет в текущих инвесторов, как это было с IPO Казатомпрома.
Также стоит рассмотреть возможность свободной покупки казахстанских валютных или привязанных к курсу облигаций. Доходность по ним выше в несколько раз, чем у валютного депозита, и это позволит привлечь на рынок тех, кто традиционно уводил деньги за границу, где более-менее свободно можно купить наши евробонды. Первичная продажа частным физическим лицам еврооблигаций Казахстана — это хороший путь к повышению финансовой грамотности, правда, с другой стороны - эта медаль приведет к оттоку депозитов, а они значительная часть фондирования наших банков.
Кстати, не стоит пытаться зарегулировать то, чего еще нет. Сейчас парламент рассматривает пакет поправок в законодательство о фондовом рынке, так вот по одной из них все члены МФЦА, не имеющие лицензии классического регулятора АРРФР, не смогут предоставлять своим клиентам ни информационных, ни консультационных услуг. Кажется, что кто-то просто не доработал законопроект — ведь МФЦА прямо сейчас один из весомых локомотивов развития финансового рынка Казахстана. Ну или мы имеем дело с банальной конкуренцией государственных органов, чего не хотелось бы.
Бум частных инвесторов в Казахстане обязательно будет — когда инфляция снизится, а инвесторы получат понятные, прозрачные и простые в использовании инструменты для инвестирования. Хотелось бы, чтобы до 2024 года эта были казахстанские инструменты, тогда после им откроется дверь и на российский рынок.
Андрей Чеботарев, аналитик международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане