Финансовое мошенничество в Казахстане продолжает набирать темпы, несмотря на постоянные предупреждения финрегулятора о появлении новых преступных схем, связанных с банковскими счетами, продажами недвижимости и авто. Аналитики группы IDF Eurasia (бренды Solva и MoneyMan) провели исследование, по итогам которого выяснилось, что казахстанцы чаще всего сталкиваются с мошенничеством в секторе онлайн-торговли.
Цель исследования IDF Eurasia - определить, с какими видами мошенничества казахстанцы сталкиваются чаще всего. В опросе приняло участие рекордное количество респондентов - около 45 тыс. казахстанцев со всех регионов республики.
Жертвами финансовых аферистов,
как правило, становятся люди, желающие быстро и легко разбогатеть. Мошенники
зачастую спекулируют на людской доверчивости, а иногда просто невнимательности,
при этом активно используют психологические приемы, вводя свою жертву в
заблуждение.
Из общего количества опрошенных 18% хотя бы однажды сталкивались с интернет-ловушками. Значительное количество интернет-преступлений связано с онлайн-шопингом. Наиболее распространено мошенничество путем продажи товаров в соцсетях и на интернет-площадках. Аферисты публикуют информацию о товаре, после обращения покупателя обещают отправить посылку, но с условием 100% оплаты. Получив деньги, мошенник ожидаемо исчезает вместе с несуществующим товаром. К сожалению, жертвой преступников можно стать и совершенно случайно. Например, используя потерянный телефон или личные документы, получив доступ к персональному компьютеру с использованием вредоносных программ, мошенник может управлять средствами и счетами жертвы. Также участились преступления, связанные с кражей данных при продаже авто. 12% участников исследования признались, что сталкивались с махинациями с карточками при продаже авто. Преступники действуют по стандартной схеме: находят авто, после чего сообщают продавцу о своем намерении купить автомобиль и отправить задаток. Однако при перечислении денег мошенники просят продавца отправить не только номер карты или счета, но также коды СМС-подтверждения, данные удостоверения личности, CVC-коды, пароли доступа и другие личные данные, которые не следует сообщать третьим лицам. 9% казахстанцев сообщили, что также встречались с попытками привлечения к аферам с недвижимостью. Чаще всего мошенники предлагают внести залог для покупки квартиры, либо продают арендное жилье, фактически принадлежащее другим людям. В рамках социологического исследования, проведенного в 2020 году Агентством по регулированию и развитию финансового рынка в рамках Концепции повышения финансовой грамотности на 2020-2024 годы, одним из ключевых показателей определялось умение использовать финансовые услуги и инструменты. Он показал значительный прирост по сравнению с результатом 2018 года (24,98%) и составил 44,2%. Тем не менее данный показатель наглядно демонстрирует, что далеко не все потребители финансовых услуг умеют правильно обращаться с финансовыми продуктами и верно интерпретировать условия их предоставления. Что в свою очередь может приводить к проблемным ситуациям и повышенному риску мошенничества.
При этом почти половина респондентов использует финансовые услуги в удаленном формате. Кроме того, порядка 28,7% потребителей находятся в зоне риска, поскольку либо не придают значения условиям договора и не вникают в них, либо вообще подписывают договор, основываясь лишь на словах менеджера.
Стоит добавить, что участники исследования осведомлены о способах мошенничества. Так, 50% знают, что мошенники могут оформить кредит, используя номер ИИН или удостоверения, и СМС-код, действуют через рекрутинговые агентства, собирая личные данные о потенциальной жертве, и даже используют такой способ как запись голоса жертвы для подтверждения удаленной аутентификации. В ходе разговора жертве задают вопросы таким образом, чтобы она могла отвечать в утвердительной форме «согласен», «подтверждаю». В последующем запись может быть использована для оформления разного рода мошеннических схем.
35% участников опроса сообщили, что если не уверены в собеседнике и он задает слишком много подозрительных вопросов, прекращают разговор и не дают дальнейших ответов. При этом обращаться в правоохранительные органы в случае подозрения или выявления мошеннических схем готовы лишь 15% казахстанцев, поскольку поиск и привлечение к ответственности мошенников находятся в компетенции соответствующих ведомств.
Чтобы не стать жертвой мошенников и не поддаться на уговоры сомнительных продавцов и покупателей из интернета или якобы сотрудников банков - специалисты рекомендуют не предоставлять личную информацию, данные карточек и СМС-коды третьим лицам по телефону. Не следует осуществлять переводы средств незнакомым людям при покупках в интернете, оставлять залог или авансы предварительно не познакомившись с продавцом, а только после осмотра документов, удостоверяющих личность.
Мошенники могут быть очень убедительны, поэтому если во время телефонного звонка возникает даже малейшее подозрение о том, что это аферист, следует сразу положить трубку и не продолжать разговор. Кроме этого, периодически следует просматривать рекомендации финрегулятора о том, как действуют интернет-преступники. Только знания помогут защититься от финансового мошенничества и не стать его жертвой.
Анна Максимова, генеральный директор МФО Solva