USD
495.95₸
EUR
524.37₸
RUB
4.98₸
BRENT
71.05$
BTC
89969.70$
-544.000

С какими видами мошенничества казахстанцы сталкиваются чаще всего

Исследование провели аналитики группы IDF Eurasia

Share
Share
Share
Tweet
Share
С какими видами мошенничества казахстанцы сталкиваются чаще всего- Kapital.kz

Финансовое мошенничество в Казахстане продолжает набирать темпы, несмотря на постоянные предупреждения финрегулятора о появлении новых преступных схем, связанных с банковскими счетами, продажами недвижимости и авто. Аналитики группы IDF Eurasia (бренды Solva и MoneyMan) провели исследование, по итогам которого выяснилось, что казахстанцы чаще всего сталкиваются с мошенничеством в секторе онлайн-торговли.

Цель исследования IDF Eurasia - определить, с какими видами мошенничества казахстанцы сталкиваются чаще всего. В опросе приняло участие рекордное количество респондентов  -  около 45 тыс. казахстанцев со всех регионов республики.

Жертвами финансовых аферистов, как правило, становятся люди, желающие быстро и легко разбогатеть. Мошенники зачастую спекулируют на людской доверчивости, а иногда просто невнимательности, при этом активно используют психологические приемы, вводя свою жертву в заблуждение.

Из общего количества опрошенных 18% хотя бы однажды сталкивались с интернет-ловушками. Значительное количество интернет-преступлений связано с онлайн-шопингом. Наиболее распространено мошенничество путем продажи товаров в соцсетях и на интернет-площадках. Аферисты публикуют информацию о товаре, после обращения покупателя обещают отправить посылку, но с условием 100% оплаты. Получив деньги, мошенник ожидаемо исчезает вместе с несуществующим товаром. К сожалению, жертвой преступников можно стать и совершенно случайно. Например, используя потерянный телефон или личные документы, получив доступ к персональному компьютеру с использованием вредоносных программ, мошенник может управлять средствами и счетами жертвы. Также участились преступления, связанные с кражей данных при продаже авто. 12% участников исследования признались, что сталкивались с махинациями с карточками при продаже авто. Преступники действуют по стандартной схеме: находят авто, после чего сообщают продавцу о своем намерении купить автомобиль и отправить задаток. Однако при перечислении денег мошенники просят продавца отправить не только номер карты или счета, но также коды СМС-подтверждения, данные удостоверения личности, CVC-коды, пароли доступа и другие личные данные, которые не следует сообщать третьим лицам. 9% казахстанцев сообщили, что также встречались  с попытками привлечения к аферам с недвижимостью. Чаще всего мошенники предлагают внести залог для покупки квартиры, либо продают арендное жилье, фактически принадлежащее другим людям. В рамках социологического исследования, проведенного в 2020 году Агентством по регулированию и развитию финансового рынка в рамках Концепции повышения финансовой грамотности на 2020-2024 годы, одним из ключевых показателей определялось умение использовать финансовые услуги и инструменты. Он показал значительный прирост по сравнению с результатом 2018 года (24,98%) и составил 44,2%. Тем не менее данный показатель наглядно демонстрирует, что далеко не все потребители финансовых услуг умеют правильно обращаться с финансовыми продуктами и верно интерпретировать условия их предоставления. Что в свою очередь может приводить к проблемным ситуациям и повышенному риску мошенничества.

При этом почти половина респондентов использует финансовые услуги в удаленном формате. Кроме того, порядка 28,7% потребителей находятся в зоне риска, поскольку либо не придают значения условиям договора и не вникают в них, либо вообще подписывают договор, основываясь лишь на словах менеджера.

Стоит добавить, что участники исследования осведомлены о способах мошенничества. Так, 50% знают, что мошенники могут оформить кредит, используя номер ИИН или удостоверения, и СМС-код, действуют через рекрутинговые агентства, собирая личные данные о потенциальной жертве, и даже используют такой способ как запись голоса жертвы для подтверждения удаленной аутентификации. В ходе разговора жертве задают вопросы таким образом, чтобы она могла отвечать в утвердительной форме «согласен», «подтверждаю». В последующем запись может быть использована для оформления разного рода мошеннических схем.

35% участников опроса сообщили, что если не уверены в собеседнике и он задает слишком много подозрительных вопросов, прекращают разговор и не дают дальнейших ответов. При этом обращаться в правоохранительные органы в случае подозрения или выявления мошеннических схем готовы лишь 15% казахстанцев, поскольку поиск и привлечение к ответственности мошенников находятся в компетенции соответствующих ведомств.

Чтобы не стать жертвой мошенников и не поддаться на уговоры сомнительных продавцов и покупателей из интернета или якобы сотрудников банков - специалисты рекомендуют не предоставлять личную информацию, данные карточек и СМС-коды третьим лицам по телефону. Не следует осуществлять переводы средств незнакомым людям при покупках в интернете, оставлять залог или авансы предварительно не познакомившись с продавцом, а только после осмотра документов, удостоверяющих личность. 

Мошенники могут быть очень убедительны, поэтому если во время телефонного звонка возникает даже малейшее подозрение о том, что это аферист, следует сразу положить трубку и не продолжать разговор. Кроме этого, периодически следует просматривать рекомендации финрегулятора о том, как действуют интернет-преступники. Только знания помогут защититься от финансового мошенничества и не стать его жертвой.

Анна Максимова, генеральный директор МФО Solva

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.