Сокращение ВВП в первом квартале 2021 года было минимальным с начала коронакризиса и составило 1,6% г/г. Под влиянием стимулирующих мер правительства и притока пенсионных сбережений существенный рост продемонстрировали сектора экономики, ориентированные на внутренний спрос. Об этом говорится в макроэкономическом отчете компании Halyk Finance.
Государственная поддержка экономики усилила рост в отдельных секторах. На фоне восстановления мирового спроса, добыча нефти в стране в 1 квартале 2021 года незначительно увеличилась в сравнении с предыдущим кварталом, в годовом же выражении спад добычи пока измеряется двухзначной цифрой в 10%. Это в свою очередь сдерживает рост объемов промышленного производства у около-нулевой отметки. Масштабное стимулирование экономики со стороны государства, инициированное в прошлом году, оказывает весомую поддержку внутреннему спросу на текущем этапе посткризисного восстановления экономики. Так, выпуск в обрабатывающей промышленности увеличился на 7,5%, в сфере телекоммуникаций на 9,9%, в отрасли строительства на 13,1%.
Стимулирующая государственная политика также выражается и в значительном росте инвестиций в обрабатывающую отрасль промышленности (+136% г/г) и в жилищное строительство, инвестиции в которое возросли почти на треть. В то же время инвестиции в нефтедобывающую отрасль, куда направляется половина всех инвестиций промышленности, продолжили сокращаться и уменьшились на 48%, в результате чего общий объем инвестиций в экономике в 1кв2021 г. снизился почти на 10%.
После роста до 7,5% в конце 2020 года, инфляция по итогам первого квартала 2021 года замедлилась до 7%. Этому способствовал подавленный спрос домохозяйств, умеренное укрепление курса тенге и вмешательство госорганов в ценообразование на потребительском рынке.
«Вместе с тем, ситуация с ценами на внешних рынках не внушает оптимизма. Индекс продовольственных цен (FAO), в марте вырос почти на 25% г/г и находился на максимальном уровне за последние десять лет. Масштабное стимулирование экономики отдельными крупными странами, нарушение цепочек поставок и удорожание фрахта создают существенные про-инфляционные риски, усиливаемые за счет импорта инфляции по торговым каналам», - говорится в отчете.