USD
495.20₸
-2.060
EUR
522.34₸
-2.870
RUB
4.94₸
-0.030
BRENT
73.89$
+0.330
BTC
97180.30$
+2931.600

Элементы AQR внедрят в регулярном надзорном процессе

О приоритетах надзорной политики в 2021 году рассказала Мадина Абылкасымова

Share
Share
Share
Tweet
Share
Элементы AQR внедрят в регулярном надзорном процессе- Kapital.kz

Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) с учетом результатов надзорных мероприятий прошлого года, имеющихся системных рисков в банковском секторе и экономике в целом, с учетом мировой практики определило основные приоритеты надзорной политики в этом году. Регулятор обсудил программу надзорных действий на 2021 год с рынком, она была одобрена Комитетом по политике пруденциального регулирования АРРФР и Советом финансовой стабильности Республики Казахстан. О том, какие акценты ставит финансовый регулятор в надзоре на 2021 год, - рассказала председатель Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Мадина Абылкасымова:

Важными факторами устойчивого и поступательного развития финансового сектора, выстраивания конструктивного диалога между банковским сообществом и регулятором являются последовательность, прозрачность и предсказуемость действий финансового регулятора, наличие единой политики и понимание ее основных приоритетов. В 2020 году в надзорной оценке банков по методологии SREP особое внимание уделили оценке качества кредитного портфеля БВУ, проанализировали уровень неработающих (стрессовых) активов и их динамику. В этом году Агентство продолжит работу по внедрению системы риск-ориентированного надзора c новой методикой оценки рисков - SREP, которая изучает состояние каждого банка и позволяет сегментировать БВУ по уровням рисков, достаточности капитала и ликвидности. В целях обеспечения устойчивости банковского сектора республики основной акцент Агентства будет направлен на расширение инструментов риск-ориентированного надзора путем интеграции элементов оценки качества активов (AQR) и надзорного стресс-тестирования (НСТ). Данный подход применяется Европейским Центробанком в рамках процесса комплексной оценки (Comprehensive Assessment) и служит гарантией достоверности результатов стресс-теста, поскольку показывает влияние кризиса на балансы банков, «очищенные» от убытков, которые они понесли бы в нормальных условиях.

Оценка качества активов банковского сектора - широко распространенная практика во многих странах, направленная на обеспечение открытости и повышение доверия к банковскому сектору со стороны инвесторов, вкладчиков и рейтинговых агентств. Итоги проведенной в Казахстане AQR в 2019 году продемонстрировали, что AQR является эффективным инструментом глубокой оценки качества активов банков, полученные результаты позволили улучшить состояние банковского сектора, способствовали повышению качества активов, созданию провизий и поддержанию капитализации банков. Однако проведение AQR в полномасштабном объеме требует существенных временных и трудовых ресурсов. Следовательно, такое упражнение предполагается проводить один раз в 3-5 лет по мере завершения определенных циклов развития экономики или значительных преобразований в банковском секторе.

С 2021 года мы планируем использовать ключевые элементы AQR в регулярном надзорном процессе. При этом Агентство планирует ограничиться исключительно собственными ресурсами без привлечения независимых аудиторов, оценщиков и консультантов. На начальном этапе будет внедрена базовая модель, предусматривающая концентрацию усилий регулятора на ключевых рисках с использованием имеющихся показателей в регуляторной отчетности и альтернативных источниках данных. В среднесрочной перспективе будут реализованы мероприятия по внедрению целевой модели, которая будет сопровождаться обеспечением достаточного уровня данных, доступных в информационных системах БВУ, а также максимальной автоматизацией и цифровизацией информационных систем Агентства и БВУ.

Ожидается, что процесс оценки качества активов полностью перейдет в цифровой формат, что позволит минимизировать объем трудовых и временных затрат регулятора и банков, необходимых для проведения данного пруденциального упражнения.

Следует отметить, что итоги оценки качества активов прежде всего будут использоваться для последующего проведения надзорного стресс-тестирования с целью оценки достаточности капиталов банков в стрессовых условиях.  В этом году Агентство планирует внедрить НСТ в регулярный надзорный процесс. Для этого методология стресс-тестирования, проведенного в 2020 году на основе экспертных оценок, будет усовершенствована в части разработки статистических моделей стресс-тестирования отдельных рисков. За основу будет принята двухэтапная модель НСТ, применяемая многими регуляторами в мире. На первом этапе регулятор проводит top-down (сверху вниз) стресс-тестирование на основе своей модели с использованием надзорной информации по каждому банку по единому определенному сценарию. Далее банки проводят расчеты своих bottom-up (снизу вверх) стресс-тестов с использованием внутренних данных в соответствии с инструкциями и сценариями регулятора. Применение двухэтапного подхода позволяет повысить точность стресс-теста путем учета индивидуальных особенностей бизнес моделей, стратегий и управленческих решений отдельных банков.

Результаты стресс-тестирования, проведенного банком, будут обсуждаться и сравниваться с результатами top-down. В рамках этапа сравнения результатов top-down и bottom-up стресс-теста будут осуществлены проверка и учет дополнительных эффектов, обусловленных особенностями бизнес-моделей банков.

Также в этом году планируется разработать методологию индивидуальной надзорной надбавки на капитал в зависимости от риск-профиля банков. Чтобы эффективно внедрять надзорные меры как на уровне отдельных банков, так и на уровне системы, регулятор сфокусируется на  автоматизации процесса сбора и обработки данных финансового сектора.  

Для обеспечения дальнейшей устойчивости банков будет осуществлено внедрение регуляторных инициатив по результатам AQR по вопросам детализации требований к формированию провизий по модели ожидаемых кредитных убытков (МСФО 9), совершенствованию подходов к расчету показателей достаточности капитала и требований к моделям оценки рисков, системе корпоративного управления, разработаны требования к планированию финансового оздоровления и санации (Recovery and Resolution Planning).

В небанковском секторе финансовым регулятором будут применяться аналогичные подходы в надзорной политике. Основные приоритеты на рынке ценных бумаг в этом году будут сосредоточены на оценке рисков профессиональных участников РЦБ на основе анализа количественных и качественных критериев деятельности, либерализации и дифференциации пруденциального регулирования, системы управления рисками, порядка представления отчетности на основе принципа пропорциональности. Для оценки потенциальной уязвимости профессиональных участников к негативным рыночным событиям будут разработаны и в пилотном режиме апробированы инструменты надзорного стресс–тестирования. Будет продолжена работа по усовершенствованию процедур пресечения недобросовестных практик и расширение критериев признания действий субъектов на рынке ценных бумаг в качестве недобросовестного поведения и манипулирования ценами.

В страховом секторе внутренняя система надзора строится на анализе качественной и количественной оценке рисков, на основании которой будет установлен уровень риск-ориентированного надзорного внимания к каждой страховой организации. Данная оценка позволит сконцентрировать ресурсы надзора на зонах повышенного риска. Впервые в этом году страховые организации проведут самостоятельную оценку рисков. Итоги оценки рассмотрят совет директоров и акционеры страховых организаций, что позволит повысить ответственность менеджмента и собственников за результаты их деятельности. Результаты этой оценки будут предоставлены в Агентство. Кроме того, будет проведена комплексная оценка достаточности страховых резервов по каждой страховой организации с учетом новых подходов, разработанных в прошлом году. Достаточность страховых резервов оценивается исходя из покрытия их высоколиквидными активами. Продолжится работа по совершенствованию законодательных требований и развитию новых регуляторных инициатив, направленных на качественное улучшение как внутренней, так и внешней систем оценки и управления рисками в страховых организациях.

В целом реализация программы надзорных действий будет способствовать повышению транспарентности и предсказуемости надзорной политики Агентства, обеспечит эффективность надзорного процесса и будет способствовать дальнейшему совершенствованию бизнес-процессов субъектов финансового рынка в соответствии с лучшей международной практикой.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.