Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) с учетом результатов надзорных мероприятий прошлого года, имеющихся системных рисков в банковском секторе и экономике в целом, с учетом мировой практики определило основные приоритеты надзорной политики в этом году. Регулятор обсудил программу надзорных действий на 2021 год с рынком, она была одобрена Комитетом по политике пруденциального регулирования АРРФР и Советом финансовой стабильности Республики Казахстан. О том, какие акценты ставит финансовый регулятор в надзоре на 2021 год, - рассказала председатель Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Мадина Абылкасымова:
Важными факторами устойчивого и поступательного развития финансового сектора, выстраивания конструктивного диалога между банковским сообществом и регулятором являются последовательность, прозрачность и предсказуемость действий финансового регулятора, наличие единой политики и понимание ее основных приоритетов. В 2020 году в надзорной оценке банков по методологии SREP особое внимание уделили оценке качества кредитного портфеля БВУ, проанализировали уровень неработающих (стрессовых) активов и их динамику. В этом году Агентство продолжит работу по внедрению системы риск-ориентированного надзора c новой методикой оценки рисков - SREP, которая изучает состояние каждого банка и позволяет сегментировать БВУ по уровням рисков, достаточности капитала и ликвидности. В целях обеспечения устойчивости банковского сектора республики основной акцент Агентства будет направлен на расширение инструментов риск-ориентированного надзора путем интеграции элементов оценки качества активов (AQR) и надзорного стресс-тестирования (НСТ). Данный подход применяется Европейским Центробанком в рамках процесса комплексной оценки (Comprehensive Assessment) и служит гарантией достоверности результатов стресс-теста, поскольку показывает влияние кризиса на балансы банков, «очищенные» от убытков, которые они понесли бы в нормальных условиях.
Оценка качества активов банковского сектора - широко распространенная практика во многих странах, направленная на обеспечение открытости и повышение доверия к банковскому сектору со стороны инвесторов, вкладчиков и рейтинговых агентств. Итоги проведенной в Казахстане AQR в 2019 году продемонстрировали, что AQR является эффективным инструментом глубокой оценки качества активов банков, полученные результаты позволили улучшить состояние банковского сектора, способствовали повышению качества активов, созданию провизий и поддержанию капитализации банков. Однако проведение AQR в полномасштабном объеме требует существенных временных и трудовых ресурсов. Следовательно, такое упражнение предполагается проводить один раз в 3-5 лет по мере завершения определенных циклов развития экономики или значительных преобразований в банковском секторе.
С 2021 года мы планируем использовать ключевые элементы AQR в регулярном надзорном процессе. При этом Агентство планирует ограничиться исключительно собственными ресурсами без привлечения независимых аудиторов, оценщиков и консультантов. На начальном этапе будет внедрена базовая модель, предусматривающая концентрацию усилий регулятора на ключевых рисках с использованием имеющихся показателей в регуляторной отчетности и альтернативных источниках данных. В среднесрочной перспективе будут реализованы мероприятия по внедрению целевой модели, которая будет сопровождаться обеспечением достаточного уровня данных, доступных в информационных системах БВУ, а также максимальной автоматизацией и цифровизацией информационных систем Агентства и БВУ.
Ожидается, что процесс оценки качества активов полностью перейдет в цифровой формат, что позволит минимизировать объем трудовых и временных затрат регулятора и банков, необходимых для проведения данного пруденциального упражнения.
Следует отметить, что итоги оценки качества активов прежде всего будут использоваться для последующего проведения надзорного стресс-тестирования с целью оценки достаточности капиталов банков в стрессовых условиях. В этом году Агентство планирует внедрить НСТ в регулярный надзорный процесс. Для этого методология стресс-тестирования, проведенного в 2020 году на основе экспертных оценок, будет усовершенствована в части разработки статистических моделей стресс-тестирования отдельных рисков. За основу будет принята двухэтапная модель НСТ, применяемая многими регуляторами в мире. На первом этапе регулятор проводит top-down (сверху вниз) стресс-тестирование на основе своей модели с использованием надзорной информации по каждому банку по единому определенному сценарию. Далее банки проводят расчеты своих bottom-up (снизу вверх) стресс-тестов с использованием внутренних данных в соответствии с инструкциями и сценариями регулятора. Применение двухэтапного подхода позволяет повысить точность стресс-теста путем учета индивидуальных особенностей бизнес моделей, стратегий и управленческих решений отдельных банков.
Результаты стресс-тестирования, проведенного банком, будут обсуждаться и сравниваться с результатами top-down. В рамках этапа сравнения результатов top-down и bottom-up стресс-теста будут осуществлены проверка и учет дополнительных эффектов, обусловленных особенностями бизнес-моделей банков.
Также в этом году планируется разработать методологию индивидуальной надзорной надбавки на капитал в зависимости от риск-профиля банков. Чтобы эффективно внедрять надзорные меры как на уровне отдельных банков, так и на уровне системы, регулятор сфокусируется на автоматизации процесса сбора и обработки данных финансового сектора.
Для обеспечения дальнейшей устойчивости банков будет осуществлено внедрение регуляторных инициатив по результатам AQR по вопросам детализации требований к формированию провизий по модели ожидаемых кредитных убытков (МСФО 9), совершенствованию подходов к расчету показателей достаточности капитала и требований к моделям оценки рисков, системе корпоративного управления, разработаны требования к планированию финансового оздоровления и санации (Recovery and Resolution Planning).
В небанковском секторе финансовым регулятором будут применяться аналогичные подходы в надзорной политике. Основные приоритеты на рынке ценных бумаг в этом году будут сосредоточены на оценке рисков профессиональных участников РЦБ на основе анализа количественных и качественных критериев деятельности, либерализации и дифференциации пруденциального регулирования, системы управления рисками, порядка представления отчетности на основе принципа пропорциональности. Для оценки потенциальной уязвимости профессиональных участников к негативным рыночным событиям будут разработаны и в пилотном режиме апробированы инструменты надзорного стресс–тестирования. Будет продолжена работа по усовершенствованию процедур пресечения недобросовестных практик и расширение критериев признания действий субъектов на рынке ценных бумаг в качестве недобросовестного поведения и манипулирования ценами.
В страховом секторе внутренняя система надзора строится на анализе качественной и количественной оценке рисков, на основании которой будет установлен уровень риск-ориентированного надзорного внимания к каждой страховой организации. Данная оценка позволит сконцентрировать ресурсы надзора на зонах повышенного риска. Впервые в этом году страховые организации проведут самостоятельную оценку рисков. Итоги оценки рассмотрят совет директоров и акционеры страховых организаций, что позволит повысить ответственность менеджмента и собственников за результаты их деятельности. Результаты этой оценки будут предоставлены в Агентство. Кроме того, будет проведена комплексная оценка достаточности страховых резервов по каждой страховой организации с учетом новых подходов, разработанных в прошлом году. Достаточность страховых резервов оценивается исходя из покрытия их высоколиквидными активами. Продолжится работа по совершенствованию законодательных требований и развитию новых регуляторных инициатив, направленных на качественное улучшение как внутренней, так и внешней систем оценки и управления рисками в страховых организациях.
В целом реализация программы надзорных действий будет способствовать повышению транспарентности и предсказуемости надзорной политики Агентства, обеспечит эффективность надзорного процесса и будет способствовать дальнейшему совершенствованию бизнес-процессов субъектов финансового рынка в соответствии с лучшей международной практикой.