Бюджетные дефициты в Казахстане, России и Беларуси в 2021 году снизятся в связи с постепенным завершением, но не полным прекращением правительствами данных стран процесса реализации антикризисных мер. Такой прогноз сделали эксперты Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА), сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«В период после 2021 года сохранению данной тенденции в России будет способствовать ожидаемое возвращение к бюджетному правилу, ограничивающему размер расходов федерального бюджета, а в Казахстане — восстановление налоговых поступлений в бюджет в условиях экономического роста и повышение собираемости налогов. В Беларуси, по оценкам АКРА, рост ВВП в 2021 году составит 0,5% при дефиците бюджета на уровне около 2–3% ВВП, в связи с чем госдолг в стране увеличится до 46% ВВП», - говорится в прогнозе.
Уровень долговой нагрузки в этих трёх странах мог бы оказаться еще выше, но накопленные ими до кризиса ликвидные активы сгладили ситуацию, считают в АКРА. В России речь идет как о части Фонда национального благосостояния (ФНБ), так и о других ликвидных активах бюджетов разных уровней, которые на начало 2020 года составили от 9 до 16% ВВП (в зависимости от периметра консолидации). Подушкой безопасности для бюджета Казахстана стал Национальный фонд Республики Казахстан (НФРК), размер которого в начале 2020-го был на уровне 40% ВВП. В Беларуси ликвидные остатки бюджета в Центральном банке, сформированные за счет профицитов бюджетов предыдущих лет и внешних заимствований, составили около 10% ВВП на начало 2020 года.
«Во время кризиса страны активно использовали накопленные остатки, что позволило им проявлять гибкость с точки зрения привлечения заемных средств и успешно покрывать финансовые потребности бюджетов в 2020 году», - считают в АКРА.
У России чистый долг минимален: величина ее валового долга практически сопоставима с ликвидными активами. В Казахстане чистый долг немного выше в силу несколько более высокого валового долга относительно масштаба экономики и небольшой доли ликвидных активов НФРК.
По итогам 2020 года чистый долг у данных стран вырастет, но останется на очень низком по мировым меркам уровне, что будет облегчать управление стоимостью госзаимствований в будущем, предполагают эксперты.
По расчетам АКРА, в 2020 году в России на компенсацию выпадающих нефтегазовых доходов бюджета было израсходовано 2,6% ФНБ (около 4% его ликвидной части), тогда как в Казахстане бюджетный трансферт из НФРК составил 17,4% активов фонда.
Несмотря на близость нефтяных цен к базовому уровню, заложенному в формулу бюджетного правила для федерального бюджета России, суммарный трансферт из ФНБ в 2021 году возможно будет положительным и может составить 0,6% ВВП при сохранении масштабов сокращения добычи в рамках сделки ОПЕК+, добавили аналитики рейтингового агентства.
В Казахстане же при сложившемся в последнее десятилетие режиме формирования и использования НФРК, включая резко возросший трансферт 2020 года, считают они. Размеры фонда к концу 2022 года, скорее всего, окажутся на уровне 26–27% ВВП, что обеспечивает надежную подушку безопасности для экономики страны. В отличие от России и Казахстана чистый госдолг Беларуси по итогам 2020 года будет более существенным и составит порядка 37% ВВП.