USD
522.63₸
-2.030
EUR
548.66₸
-1.550
RUB
5.07₸
-0.020
BRENT
72.89$
-0.050
BTC
101165.00$
-4822.000

Какие ловушки могут расставить мошенники перед Новым годом

Праздничные «уловки»

Share
Share
Share
Tweet
Share
Риа56

Риа56

Финансовые мошенники, как правило, активизируются в преддверии праздников. Они могут применять фишинг-атаки, завлекая новогодними распродажами на сайтах-клонах известных магазинов, или использовать телефонные звонки, оказывая психологическое давление на граждан. Об основных признаках, по которым можно распознать финансовых мошенников, напомнил директор Департамента защиты прав потребителей финансовых услуг Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Александр Терентьев.

«Новая волна мошеннических атак может начаться в предновогодние и праздничные дни. Традиционно перед Новым годом активизируются телефонные и кибермошенники», – отметил Александр Терентьев. Он призвал клиентов банков быть внимательными, проявлять повышенную бдительность, особенно при совершении операций в мобильном или онлайн-банкинге, а также общении с малознакомыми людьми.

«Вишинг – вид мошенничества, связанный с телефонными звонками. Мошенники звонят своим жертвам по телефону и, используя психологические приемы, построенные на запугивании и уговорах, требуют сообщить реквизиты платежной карты, – рассказал Александр Терентьев. – Граждане должны насторожиться, если к ним позвонил или отправил SMS незнакомец. Он может представиться кем угодно: банковским сотрудником, представителем службы безопасности различных организаций, сотрудником правоохранительных органов или налоговой службы».

Телефонные мошенники могут использовать метод кнута и пряника. К примеру, озвучить заманчивое предложение от вашего банка по вкладам и кредитам, предложить инвестиционные продукты с высокой доходностью или сообщить о крупном денежном выигрыше. Либо же мошенники могут действовать через запугивание, использовать любой предлог, чтобы вы совершили транзакцию и не «потеряли» свои деньги. Как пример - хакерская атака, и для этого нужно перевести деньги на другой, безопасный, счет, или оплата штрафа, налога. При этом времени на проверку и обдумывание мошенники своим жертвам не дают. Решение нужно принять прямо здесь и сейчас. Если не перевести немедленно деньги или не сообщить реквизиты карты, то деньги на счете исчезнут, приз достанется другому или предложение от финансовой организации потеряет актуальность.

«Финансовые мошенники – прекрасные манипуляторы. Все, что им надо, – узнать данные вашей платежной карты, код с обратной стороны и код, высланный на SMS. Получив эту персональную информацию, мошенники обнулят ваш карт-счет и обязательно скроются. Найти их по номеру телефона будет сложно, потому что с использованием методов социальной инженерии и развитием интернет-телефонии звонок по городскому номеру может быть автоматически перенаправлен в любую точку земного шара на виртуальный номер. Мошенники могут подделать любой номер», – объяснил Александр Терентьев.

Директор Департамента защиты прав потребителей финансовых услуг напомнил, что банки никогда не запрашивают данные платежных карт клиентов с помощью звонков. В банках существует регламент действий сотрудников, в соответствии с которым они никогда по таким вопросам не звонят первыми клиенту.

«Чтобы защититься от вишинг-мошенников, используйте простое правило защиты: не раскрывайте звонящим свои персональные данные, PIN-код и код с обратной стороны карты, лучше завершите разговор и позвоните в колл-центр обслуживающего вас банка, чтобы уточнить все детали», – советует Александр Терентьев.

Также представитель финрегулятора напомнил об еще одном виде финансового мошенничества – фишинге, когда злоумышленники, как «рыбаки», пытаются поймать на крючок свою жертву, рассылая электронные письма, к примеру, от банков и иных финансовых организаций, с интригующими предложениями или высылают SMS-сообщения со ссылками, которые ведут на сайт-двойник. Все их уловки направлены на то, чтобы пользователь перешел по ссылке, ввел данные своей платежной карты, а также логины и пароли от мобильного банкинга. Либо же при переходе по ссылке в устройство пользователя загружается вирус, который ворует все, необходимые для мошенников, данные.

«Отправляясь за новогодними подарками на онлайн-шопинг, пользователи рискуют попасть в ловушку финансовых мошенников во Всемирной сети. С одной стороны, онлайн-магазины удобны тем, что в них нет очередей, и это безопасно для всеобщего здоровья с учетом сложившейся эпидеомологической ситуации. Но, с другой стороны, если проявить беспечность, можно потерять все свои деньги», – предупредил Александр Терентьев. Он перечислил, на что нужно обратить внимание покупателям во время онлайн-шопинга. «Насторожить должны одностраничныее сайты с сильно заниженными ценами, так называемые «сайты-однодневки». Продавцы обычно завлекают покупателей различными всевозможными акциями, низкими ценами, при этом на сайте интернет-магазина отсутствуют данные об юридическом адресе, владельцах и другая важная для потребителей информация. Также в Сети можно встретить сайты-клоны, например, копии известных онлайн-магазинов AliExpress, Wildberries, Amazon и другие; странички в социальных сетях, форумах, группах и сообществах, с лжеотзывами о товарах или услугах. Нужно быть осторожными на сайтах частных объявлений, где мошенники могут выступать не только в роли продавцов, но и покупателей», - рассказал Александр Терентьев. По его словам, необходимо обязательно обратить внимание на домен сайта. Адрес должен начинаться с https://, а не с http://.

«Не поддавайтесь соблазну и призыву низких цен, а также скидок. Ни в коем случае не вносите предоплату и не давайте свои личные данные, реквизиты платежной карты, особенно трехзначный код с обратной стороны. Тщательно ознакомьтесь с правилами возврата товара. Никогда не озвучивайте и не отправляйте незнакомым людям свои персональные данные, включая копии документов, удостоверяющих личность. Не принимайте участие в сомнительных интернет-конкурсах и лотереях, в которых требуется дать персональную информацию. Не публикуйте свои личные и банковские данные в интернете, не передавайте свои банковские карты третьим лицам, в том числе для проведения платежей в кафе или ресторанах; подключите сервис SMS-уведомлений или Push-уведомлений к своим платежным картам, чтобы видеть все свои транзакции; никогда не отключайте функцию 3D-Secure на своей платежной карте. Если вы собираетесь совершить онлайн-покупку, убедитесь, что сайт действительно принадлежит интернет-магазину, и заведите отдельную карту, предназначенную только для покупок в интернете», - рекомендует Александр Терентьев.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.