Рост заболеваемости COVID-19 во многих странах, введение новых карантинных мер в Европе и выборы Президента в США определяли настроение на мировых финансовых рынках в октябре. Нацбанку пришлось провести интервенции для недопущения резких дестабилизирующих скачков обменного курса тенге. О том, что происходило с валютами развивающихся стран, рынком энергоносителей и о состоянии резервов страны, рассказала заместитель Председателя НБРК Алия Молдабекова.
- Алия Мейрбековна, какие ключевые события, повлиявшие на мировые рынки, произошли в октябре? О чем сигнализируют рынки?
- Прошедший месяц был волатильным и неоднозначным со стороны внешних рынков. В начале октября сообщение о заражении Президента США коронавирусом вызвало бегство из рисковых активов. Тем не менее, ввиду быстрого выздоровления Д.Трампа, это имело лишь кратковременный эффект.
Затем, возобновление переговоров по поводу нового пакета фискального стимулирования в США и сигналы ЕЦБ о готовности принятия мер по восстановлению экономики ЕС в декабре поддерживали глобальный риск-аппетит инвесторов.
Негативные настроения вновь вернулись на фоне реализации рисков второй волны COVID-19 и скачка числа заболевших в ЕС и США. К концу месяца в Германии, Франции и Великобритании были введены повторные локдауны и карантинные ограничения, которые потенциально могут привести к снижению экономической активности и замедлению экономического роста. В частности, сфера услуг, наиболее чувствительная к ухудшению ожиданий и последствиям пандемии, уже испытывает замедление. Так, индексы PMI сферы услуг в Великобритании, Германии и Франции в октябре снизились в сравнении с сентябрьскими показателями до 51,4 (с 56,1), до 48,9 (с 50,6) до 47,5 (с 48,5), соответственно.
С другой стороны, волатильность на рынках была связана с неопределенностью вокруг выборов в США и дальнейшей экономической и внешней политики страны. Индекс «страха» VIX в последние дни октября превысил отметку в 40 пунктов, что подразумевает повышенную волатильность фондового рынка США, тогда как на конец сентября этот показатель составлял 26 пунктов.
- Как вела себя нефть в прошедшем месяце? Какие факторы помимо нефти оказывали влияние на тенге?
- Нужно отметить, что для основного экспортного товара нашей страны октябрь выдался тяжелым. Реализация рисков распространения второй волны коронавируса, а также сообщения о быстром наращивании добычи в Ливии и росте запасов топлива в США негативно отразились на котировках нефти. По итогам октября цена на нефть снизилась с 41 до 37,5 доллара за баррель или на 8,5%.
Сейчас внимание рынков приковано к действиям альянса ОПЕК. Согласно ранее достигнутым договоренностям стран ОПЕК+ предполагается последовательное послабление в сокращениях добычи нефти с января 2021 года и соответствующее постепенное увеличение квот на производство.
Однако на фоне распространения второй волны в начале ноября появились сообщения от России и Саудовской Аравии о рассмотрении возможности ОПЕК+ продления действующих ограничений, либо дополнительных сокращениях, что частично оказало поддержку котировкам.
Динамика на рынке углеводородов являлась основным определяющим фактором для тенге в октябре. Помимо цены на нефть общие тренды на внешних рынках сказывались на аппетите инвесторов к развивающимся странам, что влияло на динамику валют развивающихся рынков, в том числе и динамику тенге. Курс национальной валюты ослаб за месяц на 0,2% до 432,66 тенге за доллар.
- Почему в своих комментариях по валютному рынку Нацбанк много внимания уделяет валютам развивающихся стран? Как складывалась динамика их валют в октябре? Какое влияние это оказывает на тенге?
- В связи с ограниченностью ресурсов стимулирования экономики пандемия оказывает существенный негативный эффект на экономики многих развивающихся стран. Но ситуация по развивавшимся рынкам неоднородная, ввиду присущих внутренних особенностей. Так, страны азиатского региона более успешно справляются с последствиями пандемии, демонстрируя относительно низкую смертность, восстановление экономической активности в КНР и Южной Корее, нежели страны Латинской Америки.
Вместе с тем существуют факторы, которые оказывают влияние на развивающиеся рынки системно, как на отдельный класс активов, что обеспечивает синхронность динамики данных валют.
Синхронность валют развивающихся рынков может задаваться как через общий риск-аппетит глобальных инвесторов, так и через относительные цены торгуемых товаров и услуг. То есть в случае глобального обесценения валют развивающихся стран, не ослабнувшие валюты оказываются под давлением из-за относительного удорожания стоимости местных товаров и услуг, а также ослаблением валют торговых партнеров.
В октябре на фоне негативного внешнего сентимента и внутренних факторов произошло ослабление валют развивающихся рынков: турецкая лира ослабла на 8%, бразильский реал на 2,3%, российский рубль на 2,2%.
Курс тенге был сравнительно менее подвержен негативной динамике ряда валют развивающихся рынков, что объясняется меньшей волатильностью притоков и оттоков иностранных портфельных инвестиций на нашем финансовом рынке.
- Как ситуация на внешних рынках сказалась на внутреннем рынке и проводил ли Национальный Банк интервенции в этом месяце?
- Как и ситуация на внешних рынках, динамика тенге в прошлом месяце была разнонаправленной и характеризовалась умеренной волатильностью. Однако, в последние дни октября, на фоне резкого снижения цен на энергоносители, тенге ощутил значительное давление. Падение стоимости барреля нефти за последнюю неделю месяца было стремительным и наихудшим с апреля 2020 года, котировки упали на 10,3%.
В этот период на валютном рынке наблюдалось резкое снижение предложения валюты и низкая ликвидность, в связи с чем, Национальный Банк проводил валютные интервенции, объем которых составил $91,3 млн. Участие Национального Банка не препятствовало общей рыночной динамике.
Среди благоприятных факторов для валютного рынка необходимо отметить возобновление притока нерезидентов на рынок государственных ценных бумаг. За октябрь объем такого притока составил 71,8 млрд. тенге или порядка $167 млн.
- Что происходило в октябре на рынке золота, и как это отразилось на золотовалютных активах страны?
- В октябре цена на золото продолжила траекторию снижения и за месяц упала с $1883,4 до $1875,8 за унцию или на 0,4%. Основным фактором на рынке драгоценных металлов была неопределённость по поводу выборов в США.
Стоит отметить, что снижение цены на золото практически не сказалось на портфеле золота НБРК, поскольку было нивелировано покупками отечественного золота в рамках реализации приоритетного права. На конец октября портфель золота Национального банка составил $23,2 млрд.
Тем не менее, золотовалютные активы по предварительным данным сократились за месяц на $200 млн. и составили на конец октября $33,6 млрд. Снижение ЗВР было в основном связано с выплатой государственного долга в объеме около $90 млн. и проведением валютных интервенций в объеме $91,3 млн.
- Как изменились в октябре активы Национального фонда на фоне второй волны коронавируса?
- По предварительным данным валютные активы Национального фонда в октябре снизились на $1 млрд. и на конец октября составили $56,34 млрд.
Реализация рисков второй волны пандемии снова скорректировали рынок в сторону снижения. Так, индекс глобальных акций MSCI упал в октябре на 3%. В результате за 10 месяцев текущего года доходность глобальных акций отрицательная и составляет (-) 1%.
С учетом падения рынков, инвестиционный доход Национального фонда за октябрь сложился отрицательным и составил (-) $470 млн, из них падение портфеля акций составило почти $390 млн. Следует отметить, что, несмотря на отрицательную динамику последних месяцев, общий инвестиционный доход Национального фонда с начала года остается положительным и составляет около $ 950 млн.
Изъятия из фонда в виде гарантированного трансферта в бюджет в октябре составили 230 млрд. тенге. В этой связи Национальным Банком были осуществлены продажи валютных активов Нацфонда на сумму порядка $534 млн.
- Какие основные факторы будут влиять на дальнейшее развитие ситуации на мировых финансовых рынках и динамике национальной валюты?
- Несмотря на достаточно близкую гонку кандидатов в Президенты США, по итогам 4-дневного подсчета голосов победу одержал кандидат от демократической партии Дж. Байден. Результаты выборов в США сняли часть неопределенности у участников рынка. Новоизбранный Президент выступает за расширенные меры фискального стимулирования, за менее жесткую линию в торговых отношениях с Китаем. Все это должно благоприятно восприниматься со стороны фондовых рынков.
Но еще продолжается подсчет голосов по выборам в Сенат, которые также важны с точки зрения дальнейших перспектив и сценариев. Базовым сценарием можно считать «разделенный» Конгресс, когда республиканцы будут удерживать большинство в Сенате, а демократы – в Палате представителей. Для рынка акций это рассматривается позитивно, так как не ожидается увеличения корпоративных налогов и ужесточения регулирования технологического сектора. Размер пакета фискальных мер поддержки, вероятно, будет более сдержанным, так как республиканцы в Сенате намерены блокировать агрессивные предложения демократов в Палате представителей.
При этом мировые цены на нефть остаются под давлением. Этому способствует продолжающийся рост случаев заражений коронавирусом и угроза введения повторного локдауна в ряде стран. Вероятность введения карантинных мер в США продолжает нарастать.
Низкие цены на нефть продолжают оказывать давление на тенге через платежный баланс и через пониженный объем предложения валюты на внутреннем рынке.
Дальнейшая динамика цен на нефть будет зависеть от ситуации с пандемией и с решениями стран-членов ОПЕК+. Россия, Алжир и Ирак выступают за сохранение ограниченного уровня добычи нефти в первые месяцы 2021 года. В середине месяца должно пройти заседание межведомственного мониторингового комитета ОПЕК+, где могут быть сформированы предложения по недопущению падения цен ниже $40 за баррель.