Обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (ОС ГПО ВТС) в Казахстане является самым распространенным классом страхования. Как изменилась статистика заключенных договоров по данному классу с начала года, будут ли упрощены процессы оформления транспортного происшествия и получения страховой выплаты, корреспонденту «Капитал.kz» рассказала главный специалист Департамента страхового рынка и актуарных расчетов Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Юлия Уржумова.
Виды страхования в Казахстане
В современном мире страхование является важным и необходимым инструментом, обеспечивающим общую экономическую стабильность и безопасность, развитие предпринимательской деятельности, а также эффективную защиту от всевозможных рисков. На микроуровне страхование выступает как способ защиты имущественных интересов физических и юридических лиц путем переноса риска наступления страхового случая на профессионала – страховую организацию, имеющую компетентных специалистов по работе с риском.
В Казахстане, как и во всем мире, существуют определенные формы страхования, в том числе по степени обязательности – добровольное и обязательное страхование.
Добровольное страхование – страхование, которое защитит ваши интересы в неблагоприятных ситуациях. В отличие от обязательного страхования, возникает только на основе договора между страхователем и страховщиком, заключенного по обоюдному согласию.
Обязательное страхование – это страхование, осуществляемое в силу требований законодательных актов, виды, условия и порядок которого устанавливаются отдельными законодательными актами Республики Казахстан.
Перечень обязательных видов страхования определен распоряжением премьер-министра РК от 21 марта 2003 года №38.
Обязательные виды страхования
Более подробная информация по страховщикам размещена на официальном сайте Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка.
Что касается обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств, то на сегодняшний день ОС ГПО ВТС осуществляют 17 страховых организаций.
Особенностью ОС ГПО ВТС является не только защита страхователя от финансовых потерь, но и защита имущественных интересов, а также возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью третьих лиц, который был нанесен в результате дорожно-транспортных происшествий. На протяжении последних 15 лет этот класс на страховом рынке является самым динамично развивающимся, рассказывает Юлия Уржумова.
Динамика страховых премий
По итогам восьми месяцев 2020 года общий объем страховых премий, принятых по договорам страхования (перестрахования) по обязательным классам страхования, уменьшился на 3,6% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года и составил 53 450 млн.
Поступление страховых премий по обязательным видам страхования При этом, как отмечает представитель финрегулятора, за счет охвата объектов страхования обязательная форма его проведения отводит данному виду страхования одно из ведущих мест в общем объеме собираемых страховых премий (ОС ГПО ВТС – 94%).
Страховые выплаты
Общий объем страховых выплат (за вычетом страховых выплат, осуществленных по договорам, принятым в перестрахование), произведенных с начала 2020 года по обязательным классам страхования, составил 18 715 млн тенге или 23,5% от общего объема страховых выплат организаций, что на 5,6% меньше аналогичного показателя по состоянию на 01.09.2019 г.
Основную долю страховых выплат по обязательным классам страхования занимает ОС ГПО ВТС – 96%.
По итогам 8 месяцев 2020 года по обязательным видам страхования заключено около 3,3 млн договоров страхования, из них 95% заключено по ОС ГПО ВТС, что на 19% меньше аналогичного показателя по состоянию на 01.09.2019 г.
За последние пять лет в обязательном виде страхования наблюдается положительная динамика роста по большей части за счет договоров страхования ОС ГПО ВТС.
Как отмечает Юлия Уржумова, на сегодняшний день анализ текущей убыточности по ОС ГПО ВТС по страховому рынку Казахстана показывает большую вариативность убыточности в разрезе страховых организаций, территорий регистрации транспортных средств и иных параметров страхования. При этом общий уровень убыточности сохраняется на довольно низком уровне, что свидетельствует об отклонении действующих страховых тарифов от фактических их значений. Следовательно, в настоящее время вопрос по пересчету действующих страховых тарифов по ОС ГПО ВТС является актуальным.
В августе текущего года на очередном заседании МВК по вопросам законопроектной деятельности одобрена Концепция проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования и развития страхового рынка и рынка ценных бумаг», которая предусматривает совершенствование обязательных классов страхования, в том числе ОС ГПО ВТС.
В частности, в целях повышения эффективности ОС ГПО ВТС предполагается пересмотреть модель расчета страховых тарифов с учетом международной практики и установить гибкие страховые тарифы в региональном разрезе в зависимости от поправочного коэффициента, рассчитанного на основе убыточности.
Кроме того, для упрощения процесса оформления транспортного происшествия и получения страховой выплаты предполагается законодательно определить механизм осуществления страховой выплаты по ОС ГПО ВТС в режиме онлайн, проинформировала представитель Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка.