Российскому рынку понадобилось 16 лет, чтобы привлечь первый миллион частных инвесторов, и всего три месяца, чтобы привлечь полтора миллиона новых частных инвесторов летом этого года. Сейчас каждый шестой уникальный клиент совершает хотя бы одну сделку, раньше только каждый девятый проявлял активность. Торговая активность выросла в 10 раз. А что Казахстан? Мы все еще в спячке. За весь кризисный 2020 год в республике стало всего на 6 741 частного инвестора больше.
Особенность нового времени в том, что почти все категории инвесторов приходят на рынок. Если несколько лет назад это были HNWI, то есть High-net-worth individual, богатые, то сейчас фондовый рынок вызывает интерес у широкой аудитории, даже у людей с минимальными накоплениями. Такая ситуация в мире вызвана тем, что депозиты в банках больше не дают привычной доходности. На российский рынок приходят за доходностью выше ожидаемой и фактической инфляции. В Казахстане депозиты все еще популярны из-за высокой базовой ставки. Когда инфляция будет взята под контроль, а базовая ставка снижена – будут уменьшены не только ставки по кредитам, но и по депозитам, что может привести к их оттоку и большему интересу фондовым рынком, тем более в Казахстане очень лояльное налоговое законодательство к дивидендам и прибылям от инвестирования, полученным на местном рынке.
Клиенты проявляют большой интерес не только к хайповым акциям, но и к дивидендным. Казахстанские акции привлекают не столько своим потенциалом роста котировок и бизнеса, сколько налаженными бизнес-моделями и более устойчивым денежным потоком в сравнении с хайпом на акции технологического сектора в США. Высок интерес инвесторов к облигациям как альтернативе валютных вкладов с неплохой доходностью. Правда, в условиях пандемии компании меняют свои дивидендные стратегии, что добавляет неопределенности на рынках, а еврооблигации все также уязвимы перед политическими рисками, как и ранее.
Самой главной проблемой для казахстанского инвестора остается недоступность государственных ценных бумаг РК. К сожалению, у нас в стране их невозможно купить физическому лицу, даже несмотря на то, что каждый гражданин со счетом в ЕНПФ ими опосредованно владеет. Ставка по еврооблигациям Казахстана составляет 3,875% годовых в валюте, что значительно выше ставок по валютным депозитам, а надежность таких бумаг подтверждена государством, в отличие от тех же частных банков. Несмотря на неоднократные заявления руководства Нацбанка о том, что Минфин мог бы разрешить населению покупку евробондов или облигаций в тенге, привязанных к курсу – дело не движется с мертвой точки. И это понятно – пока львиная доля фондирования банков зависит от депозитов физлиц – отток этих депозитов, даже в государственные ценные бумаги может спровоцировать банковский кризис.
Еще одной проблемой местного рынка остается сворачивание программы Народного IPO. И хоть перенос IPO, запланированных на 2020 год, дает небольшие надежды на то, что подход к размещению будет пересмотрен, а местным частным инвесторам дадут больше свободы и шансов, а главное – больше времени на участие в размещении, эти надежды достаточно призрачны. IPO «Казатомпрома» было проведено за две недели, SPO вообще были буквально молниеносными. А частный Kaspi, который нацелился на IPO уже в этом месяце, и вовсе почти не заинтересован в частных инвесторах и отдает предпочтения институционалам, что понятно, но грустно.
Мы все регулярно слышим разговоры о повышении финансовой грамотности населения, но видим, что почти ничего не делается для этого. Все разговоры дальше ставок, списания кредитов и очисток кредитной истории не идут. К сожалению, наш фондовый рынок оставляет желать много лучшего и никого кроме нас самих в этом винить не стоит. Мы раз за разом спасаем банки, помогаем плохим заемщикам получать новые кредиты, одной рукой ругаем за низкий уровень кредитования экономики, другой саботируем базовую ставку различными государственными программами и удивляемся, что люди дальше депозита (в лучшем случае) не суются.
Доступность государственных облигаций для населения и продуманные программы первичных размещений способны изменить ситуацию, особенно в условиях неопределенности, которую несет этот год – основной поток новых частных инвесторов приводит на рынок именно голод к заработку, когда рынки падают – новые инвесторы их выкупают. Но только не в Казахстане, к сожалению...
Андрей Чеботарев, аналитик международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане