Страховой рынок Казахстана активно развивается. На фоне постоянно появляющихся новых продуктов и услуг потребителям бывает сложно разобраться во всех нюансах договора, особенно в состоянии стресса, когда страховой случай все же наступил. Поэтому случается, что граждане несут финансовые потери, воспользовавшись услугами нелицензированных посредников, или, как их называют в народе, «помогаек».
Сразу следует отметить, что существуют вполне официальные и функционирующие в правовом поле юридические организации, которые на платной основе оказывают консультационные услуги, в том числе в страховом секторе. Однако нелицензиалы заинтересованы не в соблюдении буквы закона или представлении интересов своего клиента, а в ускорении выплаты страховой суммы и получении ее части. При этом стоимость их услуг значительно выше, чем у официальных организаций и может составлять даже больше половины полагающейся страховой выплаты.
Чаще всего такие ситуации возникают на рынке автострахования. Принцип работы «помогаек» основан на том, что они обещают значительно ускорить процесс страховой выплаты по ДТП, увеличить ее размер (что невозможно ввиду проведения профессиональной оценки и экспертизы) и делают акцент на том, что самостоятельно получить причитающуюся выплату у потенциального клиента ни в коем случае не получится. При этом они всеми силами стараются повлиять на выгодоприобретателя для получения доверенности и права действовать от его имени. Благодаря такой доверенности они могут от имени клиента получать страховую выплату в кассе страховщика наличными или предоставить свой собственный счет для ее получения.
При этом стоит понимать, что страховые организации и так по закону обязаны исполнять свои обязательства и осуществлять страховые выплаты. А любой гражданин, являющийся клиентом страховой организации, может самостоятельно собрать необходимые документы и получить причитающуюся выплату вовсе без посредников.
Кроме того, для поддержки граждан в спорных ситуациях со страховыми компаниями работает институт страхового омбудсмана, независимого в своей деятельности физического лица, осуществляющего на безвозмездной основе урегулирование взаимоотношений между сторонами страхового договора, у которого граждане могут получить консультацию и правовую поддержку совершенно бесплатно.
«В случае допущения страховой компанией нарушений прав своих клиентов последние могут обратиться в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка, а также в регионах по территориальной принадлежности – в Управления региональных представителей Агентства и получить соответствующую поддержку от регулятора. И опять же, совершенно бесплатно», – отмечает директор Департамента защиты прав потребителей финансовых услуг Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Александр Терентьев.
В рамках надзора за субъектами страхового рынка и рассмотрения обращений от граждан в первом полугодии регулятор вынес 4 рекомендательные меры надзорного реагирования по отношению к страховым организациям, а также наложил 2 административных взыскания на общую сумму 530,2 тыс. тенге.
Таким образом, защита прав потребителей страховых услуг работает, причем эффективно, а главное – совершенно бесплатно для граждан. «Поэтому в привлечении третьего лица для получения причитающейся вам страховой выплаты нет никакой необходимости. И тем более нет необходимости платить за это столь значительные суммы, которые требуют за свои услуги «страховые помогайки», – отмечает Александр Терентьев.
Играя на неопытности, стрессе и эмоциях, неизбежно возникающих у граждан в случае ДТП или другого страхового случая, они преследуют единственную цель – заработать. Заключая договор и получая от клиента доверенность на представление интересов и получение средств, «страховые помогайки» представляют исключительно собственные интересы и к тому же требуют за это далеко не рыночное вознаграждение. Поэтому призываем всех граждан повышать свою финансовую грамотность, внимательно изучать договоры, в том числе договор страхования, знать свои права и уметь их отстаивать. А в случае возникновения спорных или непонятных ситуаций обращаться за разъяснениями и защитой в соответствующие органы – к страховому омбудсману или в Агентство.