Войти в положение заемщика

Для МФО финансовое здоровье клиентов становится критически важно

Share
Share
Share
Tweet
Share

Традиционные клиенты микрофинансовых компаний в Казахстане – мелкие предприниматели – особенно остро реагируют на снижение деловой активности. Длительные перерывы в работе точек торговли и сферы услуг негативно отражаются на их бизнесе. Тем не менее, по данным НБ РК, объемы кредитования в секторе растут: за I квартал на 7,8%, до 316 млрд тенге. Более половины рынка МФО удерживает KMF. Каким образом лидеру удается сохранять темпы кредитования в этот период, работать с заемщиками, бизнес которых переживает непростые времена, и искать новые точки роста, рассказывает Кульсара Сапарбекова, зам. председателя правления KMF по операционной деятельности.

– Как весенний карантин и летний локдаун отражаются на вашей деятельности, на бизнесе ваших заемщиков?

– Влияние самое прямое: предприниматели меньше производят, продают, при этом у них остаются обязательства по кредитам, которые нужно обслуживать. Самое простое – cократить кредитование и выдавать займы только тем, кто может платить. Очевидное, но в данной ситуации не всегда верное решение. Мы же разработали комплексную программу поддержки своих заемщиков, которая будет действовать до тех пор, пока в стране существуют ограничения для работы бизнеса.

– В чем заключаются меры поддержки заемщиков  в KMF?

– Это разнообразные решения для нескольких категорий клиентов в зависимости от их финансового положения. Главная же цель – не допустить ухода заемщика в просрочку, не испортить ему кредитную историю и при необходимости еще и дополнительно  прокредитовать на развитие бизнеса.

В начале карантина и режима ЧС мы предоставили заемщикам отсрочку по основному долгу и вознаграждению сроком до 90 дней, отменили пени. Всего этой возможностью воспользовались около 100 тыс. предпринимателей. По собственной инициативе KMF социально уязвимым слоям населения предоставила отсрочку на месяц без начисления процентов.

Сразу после завершения карантина мы начали выдавать кредиты с пониженной ставкой.

Дважды, в мае и июле, компания дала возможность погасить задолженность без оплаты пени тем, кто допустил просрочку. Для заемщиков  малого и среднего предпринимательства предоставили возможность отсрочки платежей (включая основной долг и вознаграждение) на период не менее 90 дней - достаточный для восстановления их финансового состояния и платежеспособности.

И самый главный фактор: мы ни на один день не прекращаем кредитование, открыты для всех заемщиков, которым требуется дополнительное финансирование.

- В чем особенности кредитования в МФО в этот сложный кризисный период?

- У МФО основной актив – это кредитный портфель. У нас нет депозитов, другие источники доходов ограничены. И наша задача войти в положение каждого заемщика. Сейчас каждый наш клиент может рассчитывать на индивидуальное обслуживание с детальным анализом его бизнеса и полным набором преференций и мер поддержки. В этом смысле наши заемщики, как мне кажется, находятся в уникальном положении на финансовом рынке. В результате мы сохранили высокий уровень лояльности заемщиков, т. е. более 85% после закрытия одного кредита берут следующий. Причем на большую сумму.

– Какие результаты программы поддержки вы уже видите?

– Меры еще действуют и будут дополняться. Из тех, кто получил отсрочку, 92% вернулись в прежний график, еще часть рефинансировала свои займы. Также нам удалось сохранить кредитный портфель на уровне начала года, а также низкий (в пределах 4%) уровень NPL. Да, мы потеряли около 25 тыс. клиентов, кто, закрыв кредит, и, возможно, бизнес, ушел пережидать сложное время. Но они всегда могут вернуться и получить заем на развитие. В целом удалось сохранить кредитную активность в регионах, особенно в весенне-летний полевой сезон, когда аграриям нужно было финансирование. И, кстати, первые онлайн-кредиты в апреле мы начали выдавать именно фермерам и полеводам. Для многих из них это был первый такой опыт.

– Каков ваш прогноз по развитию онлайн-кредитования в секторе МФО и в вашей компании?

- На сегодняшний день в KMF выдано онлайн свыше 1 млрд тенге.  Этот канал сейчас набирает популярность в регионах. В лидерах - Шымкент, Жамбылская и Алматинская области. По сравнению с весной средняя сумма онлайн-кредита выросла на треть. Еще четыре месяца назад у нас этого направления просто не было, и мы планировали потихоньку начать его внедрение только к концу 2020 года. Но карантин – это не только проблемы, но и возможности. В августе будем выдавать онлайн уже не только действующим заемщикам, но и новым клиентам. В планах к концу года довести онлайн-займы до 5% от общего портфеля, т. е. увеличить его в шесть раз. Будущее за дистанционными каналами, и в секторе МФО этот процесс будет происходить особенно активно.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Новости партнеров: