Асхат Узбеков: «Казахтелеком» стоит гораздо больше

Ведущий телеком-оператор в I квартале 2020 года получил чистую прибыль в размере 21,230 млрд тенге

Share
Share
Share
Tweet
Share
Асхат Узбеков: «Казахтелеком» стоит гораздо больше- Kapital.kz

Ведущий телекоммуникационный оператор «Казахтелеком» в январе-марте 2020 года получил чистую прибыль в размере 21,230 млрд тенге, указывается в консолидированной неаудированной финотчетности компании по МСФО. На сегодня компания является лидером практически во всех телекоммуникационных и инфокоммуникационных услугах в 237 городах и региональных центрах Казахстана. Как сообщил в ходе онлайн-брифинга «День эмитента» Казахстанской фондовой биржи KASE главный финансовый директор «Казахтелекома» Асхат Узбеков, согласно их прогнозам по итогам года, компания получит доход в 480-500 млрд тенге.

- Асхат Архатович, все показатели познаются в сравнении. Особенно если это касается доходов. В сравнении с прошлым годом насколько он, как вы планируете, увеличится?

- Доходы компании в прошлом году, согласно консолидированной финансовой отчетности, составили 428 млрд тенге. Если считать доходы за прошлый год на основе «про-форма» подхода, то есть если учесть также доходы Tele2/Altel за полные 12 месяцев, то общая сумма доходов за прошлый год составит 469 млрд тенге (полный выкуп Tele2/Altel был завершен «Казахтелекомом» в середине 2019 года. - Ред.). Рассчитываем, что в текущем году показатель вырастет на 2-7%. При этом рост чисто по финансовой отчетности  (от 428 млрд тенге. - Ред.) будет еще более очевидным – 12-17%. Хотя отмечу, что наши прогнозы на 2020 год достаточно консервативные, или, говоря простым языком, сдержанные. То есть мы полагаем, что показатель дохода будет более 480-500 млрд, так как для этого есть много оснований. Если сравнивать все ключевые и важные для инвесторов данные, то по итогам текущего года прогнозируем EBITDA 200-215 млрд тенге. В 2019 году он составлял 177 млрд тенге по финансовой отчетности и 209 млрд тенге согласно «про-форма» подходу. При этом капитальные затраты компании, согласно нашим прогнозам, сложатся на уровне 105–117 млрд тенге, что позволит нам зарабатывать еще больше в последующие периоды. К слову, мы впервые даем оценочные значения до конца 2020 года. Но с высокой долей уверенности могу заявить, что компания сможет достичь поставленных целей и в ближайшее время операционные показатели станут еще лучше, а капитализация нашей компании пойдет вверх. «Казахтелеком» рассчитывает, что инвесторы будут приятно удивлены финансовыми результатами.

- Если отталкиваться от статистики за последние несколько лет, то динамика доходов демонстрирует рост. За счет чего?

- Динамика последних четырех лет действительно показывает, что за счет крупных приобретений доходы компании увеличились более чем в два раза. При этом показатель EBITDA увеличился более чем в 2,5 раза, долговая нагрузка в 2019 году возросла с 0,86 до 2,1. Наше конкурентное преимущество в том, что мы даем пакетные предложения, объединяя традиционный фиксированный интернет с мобильным и предлагая по конкурентной цене качественную услугу. К слову, по мобильной связи: сейчас под управлением «Казахтелекома» два мобильных оператора – это 61% доли рынка. На сегодня проводится работа по их интеграции. На ближайшее будущее компания также поставила важную задачу: получить синергию от полученных активов. Напомню, что к концу 2018 года мы приобрели АО «Кселл» – 75% и в конце первого полугодия 2019-го завершили сделку по выкупу оставшейся доли в совместном предприятии Khan Tengri Holding B.V. (Tele2/Алтел) у  шведской компании Tele2 Sverige AB.

Асхат Узбеков: «Казахтелеком» стоит гораздо больше 366948 - Kapital.kz

- Давая прогнозы на текущий год, невозможно не учитывать и внешние факторы. На сегодня это ситуация с пандемией в мире и влияние эпидемии на бизнес-сектор в стране. Какова реакция компании на сложившиеся негативные обстоятельства?

- Потенциальные стресс-тесты у нас всегда готовы. В условиях коронакризиса мы одна из тех компаний, которая переживает все сложившиеся условия достаточно безболезненно. По большому счету наш бизнес растет, и в первую очередь в направлениях, связанных с розничным сегментом, физическими лицами. При этом, если говорить о валютных рисках, то, во-первых, у «Казахтелекома» нет долгов, выраженных в иностранной валюте, и мы имеем только тенговые обязательства. Во-вторых, минимальная, абсолютно незначительная часть наших операционных затрат имеет привязку к валюте. В основном это связано с мобильными операторами и входит в технологическую особенность этих компаний. В-третьих, мы с позиции даже потенциальных рисков стараемся держать наибольшую долю наших денежных запасов в валюте. Например, в 2018 году положительная курсовая разница составила около 10 млрд тенге. То есть мы любые негативные колебания постараемся обратить в пользу компании и акционеров.

- Одна из недавних позитивных новостей о компании – это оценка Международного рейтингового агентства Fitch Ratings. По их мнению, «Казахтелеком» по кредитному рейтингу превосходит российские компании. Какие факторы повлияли на оценку?   

- Да, действительно Fitch Ratings пересмотрело текущий кредитный рейтинг АО «Казахтелеком» с уровня BB+ (прогноз «Позитивный») в сторону его повышения до уровня BBB- (прогноз «Стабильный»). Теперь по этому показателю мы превосходим ведущих российских операторов мобильной связи. У нас действительно сильный операционный профиль, мы обладаем всесторонне развитой инфраструктурой, и рейтинговое агентство убедилось, что левередж находится под контролем компании.

Поэтому сегодня можем смело заявлять, что стоим гораздо больше. Наше преимущество не только в качестве, но и в актуальности продуктов, спрос на которые только растет. Например, «Казахтелеком»  разработал платформу для работы малого и среднего бизнеса с возможностью ведения бухгалтерского учета и финансово-хозяйственной деятельности - ISMET.kz (https://www.ismet.kz/). Весь функционал является по-настоящему рабочим и удобным. Я уверен, что платформа и в дальнейшем будет набирать обороты полярности у субъектов МСБ. Этот фактор, в свою очередь, скажется на финансовых показателях компании, а значит, и на инвестиционной привлекательности ее акций. 

- Какие драйверы роста вы видите в среднесрочной перспективе?

- В нашей стратегии заложены основные для телеком-компаний драйверы роста. Весь список озвучивать не буду, но хочу отметить: в стратегии мы сконцентрированы больше на повышении акционерной стоимости, чем на повышении доходов. Что касается факторов, так или иначе влияющих на основные механизмы роста, то хочу сразу разъяснить. Во-первых, в Казахстане работают государственные ограничения по росту тарифов у мобильных операторов. Во-вторых, мы четко осознаем, что у рынка есть емкость и что стоимость наших услуг справедлива. Поэтому «Казахтелеком» сегодня нацелен на повышение акционерной стоимости путем оптимизации затрат, внутреннего улучшения показателей чистой прибыли и EBITDA. Конечно, в фокусе нашего внимания остаются цифровизация и развитие альтернативных услуг, которые будут иметь достаточную степень маржинальности. Если они будут отвечать нашим инвестиционным требованиям, то будут развиваться в нашей компании.

- У нас есть понимание о технических возможностях и инфраструктуре «Казахтелекома». Но если вкратце, что на самом деле представляет собой магистраль сетей?

- На конец прошлого года магистраль компании – современная транспортная сеть, построенная с учетом целей транзита трафика, – составляла 34 тыс. км. Мы используем стратегическое преимущество географического расположения Казахстана, запустив самый короткий транзитный маршрут между Юго-Восточной Азией и Европой. В течение текущего года и в первой половине 2021-го мы закончим проект строительства волокна в сельских населенных пунктах более 500 человек. Соответственно протяженность магистральных сетей увеличится еще как минимум на 14 тыс. км. То есть у нас будет очень качественная и максимально разветвленная сеть. Бесспорно, в компании четко понимают, что если она не будет придерживаться развития и наращивания современных технологий, то останется за порогом прогресса, а бизнес начнет нести как репутационные, так и финансовые потери. Поэтому на сегодня для нас действительно актуальна работа по цифровизации. Но! Компания занимается данным направлением не ради самой цифровизации, а ради клиентов и улучшения бизнеса. И если мы это делаем, то, значит, видим потенциальную отдачу для улучшения качества предоставляемых услуг.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.