В период технологического развития в мире особое место занимают безналичные
платежи и электронная торговля. На конец 2019 года объем мирового рынка
e-commerce достиг 3,5 трлн долларов — на 20,7% больше по сравнению с
предыдущим годом. Такие данные приводит finprom.kz.
Непосредственно в РК развитие этого направления получило
популярность не так давно. Сейчас электронная торговля является одним из
приоритетных направлений экономики Казахстана, которое способствует переходу к
безналичным платежам, снижению объемов теневой торговли и общему росту
предпринимательства. Так, в 2019 году общий объем рынка электронной торговли РК
достиг 702 млрд тенге, увеличившись в 1,8 раза по сравнению с 2018-м, а доля от
общего объема розничной торговли составила 3,7% (в 2018 году — 2,9%).
Непосредственно на внутреннем рынке в 2019 году объем розничной торговли через интернет достиг 206,3 млрд тенге — на 42,6% больше, чем в предыдущем году. Доля в общем объеме розничной торговли увеличилась с 1,4% в 2018 году до 1,8% — в 2019-м. В свою очередь, объем оптовой торговли через интернет составил 108,6 млрд тенге.
Несмотря на значительный рост электронной торговли в последние годы, Казахстан значительно уступает передовым странам. К примеру, в Китае доля электронной торговли составляет 23,7%, в ЕС — 14,8%, в США — 10,8%, в Южной Корее — 7,2%. В РК к 2025 году планируется увеличить долю электронной торговли от розничного товарооборота до 10%.
В текущем году пандемия COVID-19 положительно сказалась на развитии электронной торговли. Введение карантина способствовало увеличению популярности онлайн-покупок и проведения тех или иных платежных операций посредством интернета. За январь-апрель 2020 года объем безналичных операций в стране увеличился более чем в 2,5 раза и составил 7,4 трлн тенге (в 2019-м — 2,8 трлн тенге). При этом пять лет назад объем безналичных платежей составлял всего 234,3 млрд тенге.
Кроме того, на развитие безналичных платежей значительно повлияли налаживание инфраструктуры торговых POS-терминалов, выход на рынки Казахстана Apple Pay и Samsung Pay, стимулирование банками клиентов через бонусы и кэшбеки, а также активное использование безналичных способов оплаты проезда во всех видах общественного транспорта.