Оценка возможностей ИТ-процессов является важной задачей для любой высокотехнологичной компании с масштабными проектами по цифровизации бизнеса и управлению инновациями – она обеспечивает принятие взвешенных управленческих решений. В Альфа-Банке Казахстан работа в этом направлении ведется уже несколько лет с помощью самостоятельно разработанных процедур, которые были созданы с учетом подходов и практик ряда ведущих консалтинговых агентств.
По мере набора данных используемые процедуры совершенствовались, расширялся охват исследуемых процессов. И, как результат, внутренняя методика самооценки с высокой точностью иллюстрировала степень зрелости ИТ-процессов. Банк также приобрел значительную экспертизу в виде штата внутренних аудиторов.
Однако в начале 2019 года в связи с постоянным ростом бизнеса, стремлением к расширению масштаба собственной разработки ПО, увеличением без того значительного портфеля проектов и решений руководство банка приняло решение привлечь стороннего эксперта в области проведения оценки созданной системы ИТ-управления. Целью такого шага был переход от оценки зрелости к оценке возможностей ИТ-процессов, а также внедрение новых практик и передового международного опыта вместе с полноценным вовлечением в проект собственных аудиторов банка. Специалистами, способными выполнить такой проект и обладающими необходимым уровнем экспертизы, были признаны эксперты компании IT Expert.
Команда IT Expert предложила свою собственную, детально проработанную и успешно апробированную (в том числе в крупных финансово-инвестиционных организациях) методологию для проведения оценки возможностей системы ИТ-управления. В основе данной методологии лежат международные стандарты и лучшие мировые практики ITIL®, COSO, TOGAF®, ISO 20000, COBIT® и другие.
На первом этапе проекта основная задача была в апробации методологии и оценке ее релевантности корпоративной культуре банка. Важным фактом стало то, что Альфа-Банк Казахстан в большей мере является приверженцем «гибких» подходов, поэтому на этапе апробации со стороны банка появились дополнительные комментарии. Специалисты IT Expert включили их в свою методологию оценки с учетом как территориальной, так организационной специфики банка, а также в соответствии с особенностями ИТ-инфраструктуры. В результате был изменен стиль ряда вопросов, а некоторая часть областей оценки была скорректирована и дополнена. Так, например, к списку ключевых процессов управления ИТ-услугами добавились детали в разделе о разработке и тестировании.
Адаптированная методология была признана эффективной и полностью подходящей для потребностей Альфа-Банк Казахстан. Затем стартовал этап непосредственной оценки возможностей системы ИТ-управления, которая состоит из более чем 20 ИТ-процессов, сгруппированных по областям:
· развитие ИТ (проекты и соответствие стратегии бизнеса, соблюдение правил корпоративной архитектуры, разработка и тестирование ИТ-решений);
· поддержка ИТ (удовлетворенность пользователей);
· надежность ИТ (соблюдение требований ИБ, обеспечение непрерывности и доступности ИТ);
· экономичность ИТ (бюджетная дисциплина, организация договорной работы, контроль за работой подрядных организаций).
Завершающим этапом проекта стало создание планов по совершенствованию с четкими рекомендациями по повышению эффективности некоторых ИТ-процессов и детальный план необходимых мероприятий. Планы по совершенствованию включают в себя оцифрованный уровень зрелости системы ИТ-управления, который будет достигнут после завершения процедур развития. Помимо этого, он оснащается приоритетными направлениями роста, которые могут быть достигнуты в кратчайшие сроки и с максимальной ценностью для бизнеса.
Совершенствование системы ИТ-управления – постоянная деятельность компании, обладающей четким видением развития бизнеса, внедряющей передовые технологии и максимально полно удовлетворяющей потребности своих клиентов. Такие компании системно подходят к организации всех видов деятельности, производят необходимые мероприятия по минимизации рисков и совершенствованию процессов. Это отдельный процесс, непрерывная работа, позволяющая вовремя выявить нехватку ресурсов, зависимости от ключевого персонала, проблемы в проектном управлении, разработке и эксплуатации ИТ, оценить эффективность капитальных и операционных затрат и, наконец, принимать взвешенные управленческие решения.
«Проведение оценки возможностей ИТ-процессов с помощью компании IT Expert стало важным опытом для Альфа-Банк Казахстан по нескольким причинам. Во-первых, мы поняли, что двигались в правильном направлении и накопили такой объем данных, который позволяет нам делать долгосрочные прогнозы по усовершенствованию ИТ-процессов. Во-вторых, предложенная компанией IT Expert методология помогла нам внедрить на сегодняшний день лучшие мировые практики с учетом специфики именно нашего банка и региона, в котором мы ведем деятельность. В результате полученные данные помогают менеджменту банка принимать еще более эффективные и взвешенные решения, обеспечивающие рост бизнес-показателей и увеличивая степень удовлетворенности как сотрудников, так и клиентов банка», – сообщил Сабынин Андрей, управляющий директор блока ИТ Альфа-Банка Казахстан.
«Результатом проведенной оценки возможностей системы управления ИТ-процессами в Альфа-Банк Казахстан стали не столько выявленные риски, сколько рекомендации по увеличению эффективности системы. Именно эти данные легли в основу планов по совершенствованию ИТ-процессов и позволили спрогнозировать рост возможностей системы ИТ-управления. Реализация таких планов обеспечивает повышение эффективности деятельности организации в целом и существенно снижает затраты на ИТ при сохранении высокой скорости и качества внедряемых инновационных процессов и решений», – сообщил Грибов Михаил, управляющий партнер компании IT Expert.