Крупнейшая МФО страны – KMF – предложила своим заемщикам программу поддержки в период ЧП. В каких условиях сейчас работает организация, какие сложности и вызовы стоят перед компанией в период ограничений? Как лидер рынка собирается работать в меняющихся условиях, рассказывает Кульсара Сапарбекова, зампредседателя правления по операционной деятельности.
- Как ваша компания работает сейчас, в режиме карантина?
- Наша компания за свою историю пережила не один кризис, и текущая ситуация является очередным вызовом для нас. В KMF действует политика по управлению непрерывностью бизнеса, согласно которой разработаны сценарии реагирования на разного рода ЧП. Поэтому при вводе режима карантина были задействованы данные планы, направленные на бесперебойное функционирование бизнес-процессов. Планов действий было несколько, каждый из которых запускался в работу в зависимости от изменения ситуации. Для нас было важно обеспечить безопасность своих клиентов и сотрудников в этот период, поэтому мы с пониманием и со всей ответственностью отнеслись к предпринятым в стране мерам. Все отделения и головной офис были полностью или частично переведены на удаленный режим работы.
- Как KMF адаптировала процесс кредитования к ограничениям и карантину?
- Кредитование своих клиентов мы не остановили ни на один день. Для нас во всей этой ситуации ясно было одно – клиенты не должны пострадать и остаться без финансирования. Поэтому все процессы форсированно переводили на дистанционные каналы. Наше мобильное приложение активно дополняли новыми функциями: подача согласий и заявлений на отсрочку кредита, возможность видеть новый график погашений после предоставления отсрочки, выдача кредита. Для удобства клиентов и облегчения понимания новых возможностей мобильного приложения разработали короткие ролики и простые памятки. На сегодняшний день число пользователей приложения возросло до 115 тысяч.
- Какие меры поддержки для своих клиентов предложила KMF?
- Мы одними из первых на рынке полностью поддержали все меры Агентства по регулированию и развитию финансового рынка по стабилизации финансовой системы и защиты прав потребителей финансовых услуг. Уже в первые дни режима ЧП всех клиентов уведомили о том, что они могут подать заявление на отсрочку платежей, включая основной долг и вознаграждение. Кроме того, отменили штрафы и пени в период действия карантина без ухудшения кредитной истории. Дополнительно к этому мы решили поддержать своих клиентов, которые относятся к социально уязвимым слоям населения, предоставив им отсрочку без начисления процентов в течение 1 месяца. Такая возможность доступна более чем 75 000 заемщиков. Все расходы, связанные с этим решением, компания покрывает из собственных средств, и это притом что КМF никогда не получала финансовую поддержку от государства.
- Сколько человек всего воспользовались отсрочкой по кредиту?
- На сегодня к нам за отсрочкой обратилось около 91 000 клиентов, что составляет 39% клиентской базы. Наибольшее количество заявок поступило от предпринимателей, занимающихся торговлей промышленными товарами, оказывающих различные виды услуг, и животноводов, которые испытывают сложности со сбытом своей продукции.
- Как отреагировали ваши акционеры на введение ЧП в Казахстане?
- Все указанные меры поддержали наши акционеры, которые оперативно оказали нам поддержку: для обеспечения KMF ликвидностью отложили выплату дивидендов за 2019 год и предложили финансовую помощь в виде кредитов под приемлемые для компании ставки. Так, наш основной акционер фонд «KMF-Демеу» предоставил заем в размере 2,5 млрд тенге, который компания уже получила, кредиты от остальных акционеров находятся в процессе оформления.
- Многие финансовые организации сейчас дают своим заемщикам какие-то спецпредложения по кредитам. У KMF есть такая «программа»?
- В период действия карантина для действующих заемщиков KMF мы предложили кредит KMF Senim со сниженной ставкой до 2 миллионов тенге и льготным периодом для бизнес-клиентов до 3 месяцев, для агроклиентов - до 11 месяцев.
После снятия ограничительных мер компания готова предложить дополнительное финансирование в виде кредита KMF Qoldau тем заемщикам, которые сделали первое погашение после выхода из трехмесячной отсрочки. Сумма кредита до 1 миллиона тенге, сроком до 1 года. Преимущество в том, что предприниматель может получить отсрочку по погашению основного долга на 3 месяца и до 10 месяцев для предпринимателей на селе. Для заемщиков, чей доход связан с сельским хозяйством, это возможность оплачивать только проценты до момента получения урожая или приплода скота.
- Какие у вас прогнозы о деловой активности после режима ЧП ваших заемщиков: предпринимателей, самозанятых, жителей села?
- Наши клиенты в основном это представители микро- и малого бизнеса, которые всегда отличались предприимчивостью, умением быстро адаптироваться к новым условиям и трудолюбием, поэтому уверена, что они справятся с этими вызовами. Мы готовы оказывать им всемерную поддержку. Сейчас идет посевная пора, поэтому у полеводов есть потребность в финансовых ресурсах. Ожидаем, что после снятия режима карантина многие клиенты-предприниматели обратятся за кредитами для восстановления и развития своего бизнеса, особенно те, специфика бизнеса которых сильно подвержена сезонным колебаниям и спросу.
- Все говорят о том, что после карантина экономика будет другой. Вы разделяете это мнение?
- Да, разделяю. Условия карантина ярко показали, что будущее за цифровизацией, за техническим прогрессом. Люди все больше будут использовать дистанционные каналы, даже в отдаленных селах, в чем мы убедились на своем опыте. И наша задача предоставить удобные способы для такого взаимодействия. Также всем нам придется адаптироваться к работе в условиях быстрых изменений и неопределенности рынка. С другой стороны, такие события придают новый импульс для внедрения инноваций, улучшения сервиса обслуживания, лучшего понимания потребностей своих клиентов.