Коронакризис ощутимо повлиял на венчурные проекты. Правда, происходит это разнонаправленно: одни владельцы бизнеса кратно увеличили число активных пользователей, другие – оптимизировали свои расходы и заняли выжидательную позицию. В каком направлении сегодня работают венчурные инвесторы и какие тренды рынка технологических проектов будут развиваться в ближайшем будущем, в интервью центру деловой информации Kapital.kz рассказал предприниматель и международный венчурный инвестор Мурат Абдрахманов.
- Мурат Алмасбекович, существуют ли сегодня тренды для инвесторов, которые явно проявили себя в коронакризис и на которые стоит обратить внимание?
- Да. И они вполне очевидны – это сервисы доставки еды, продуктов, в целом все виды e-commerce, Edtech, особенно дистанционное обучение, fintech – удаленное управление счетами и различными операциями, стримовые видео и аудиосервисы. В целом при выборе направлений для инвестиций нужно прогнозировать тренды рынка на пять-десять лет вперед. Рассматривать для инвестиций часть венчурных проектов только потому, что на сегодня в режиме самоизоляции и ЧП они очень актуальны – не совсем правильно. Если брать перспективу ближайших десяти лет, то проекты, в которые я уже инвестировал, будут, как я надеюсь, демонстрировать и дальше рост доходности – это IoT-решения, роботизация, fintech.
Сейчас, в период кризиса, я активно продолжаю знакомиться со стартапами и совершаю сделки. Мои критерии не меняются: все также интересны в основном технологические проекты, которые готовы в перспективе развиваться не только на локальном рынке, но и на рынках Юго-Восточной Европы, США, и уже имеют готовый продукт, отзывы с рынка. Все, как и до кризиса.
- Если учитывать тот спрос, который возник на фоне пандемии и карантина для инвесторов, разве это не сигнал к действию?
- Понятно, что у людей, особенно 50+, которые впервые стали пользователями онлайн-сервисами, останутся пользовательские привычки и навыки, которые они приобрели в период карантина. Но спрос вряд ли сохранит наблюдаемый сегодня объем. Люди все равно захотят ходить в обычные магазины, чтобы потрогать товары руками. Поэтому я не могу сказать, что для меня этот кризис открывает новые сегменты для инвестирования, нет. Тренды были известны и раньше.
- Не секрет, что венчурные проекты, пожалуй, одни из уязвимых в период кризиса. Особенно глобального.
- У венчурных проектов редко бывает «подушка безопасности». Поэтому, как правило, они обращаются за помощью к текущим инвесторам или привлекают дополнительный капитал со стороны. Да, важно, чтобы у венчурных проектов были сильные инвесторы, которые могли бы в подобных форс-мажорных обстоятельствах их поддержать. Например, если взять тревел-проекты или HoReCa, доходы у которых упали на более чем 90%. Что в таких случаях предлагают антикризисные программы? Резко снижать все расходы. В числе прочих мер есть и увольнение, и неоплачиваемые отпуска сотрудников. Но это единственный путь для выживания компании.
Также стартапы запускают новые версии продукта, адаптируют ряд функций под текущие потребности. Например, один из моих венчурных проектов, HR-messenger. Когда работа по подбору персонала сократилась (хоть и незначительно), компания начала предлагать рынку карьерную аналитику разных форматов. Или, если компания занимается разработкой и запуском программного обеспечения для промышленности, то у нее есть сейчас больше стимула обратить внимание на R&D, разработку своих продуктов. Новый проект в моем портфеле, Faceplate – хороший пример для описания текущей работы стартапов. Стартап работает в пилотном режиме, поэтому остается также убыточным и финансируется текущими инвесторами, в том числе и мной. Это время команда использует для проработки текущих и дополнительных возможностей платформы (прим. ред. – платформа собирает, обрабатывает и визуализирует данные с датчиков IoT, делает предикативную аналитику. Спектр вопросов к качеству такой аналитики: от степени износа оборудования до анализа его простоев).
Также проводили антикризисное совещание с компанией Nommi. Здесь команда смогла адаптировать позиционирование устройства (прим.ред. – mi-fi роутер с технологией виртуальной SIM) под текущее положение. Востребованность в продукте на период пандемии снижается, так как устройство Nommi направлено на аудиторию путешественников в первую очередь. Но команда нашла новую нишу – использование роутера для бесперебойной удаленной работы. Роутер позволяет подключаться к корпоративному VPN, что удобно для компаний, которым необходимо безопасное подключение. Сейчас Nommi предлагает ряду казахстанских компаний протестировать эту услугу. Стартапы – гибкие. И команда, и процессы способны быстро меняться.
- Есть ощущение, что впереди вторая волна перспективных венчурных проектов?
- Если смотреть рейтинг самых популярных сервисов, то они в большинстве своем были запущены 7-10 лет назад: e-commerce, маркетплейсы, мессенджеры. То есть открывать такие же сервисы сегодня уже нет смысла. Поэтому мы все ожидаем появления новых продуктов на базе ИИ, IoT и автоматизации процессов. Тем более в нашей стране необходимо поддерживать локальные технологические разработки, пока эти ниши не заняли зарубежные компании.
- Какие в целом тренды рынка вы видите на перспективу двадцатых годов?
- Это, в первую очередь, все, что касается автоматизации и роботизации бизнес- и творческих процессов. Я рассматриваю проекты в этой области, и их уже достаточно много. Например, вчера рассматривал проект по цифровому синтезированию голоса для аудиокниг. Вы знаете, что 8 из 10 человек не смогли отличить голос актера и робота при прослушивании текста? Голос робота настолько очеловечен, что ни по каким параметрам – эмоции, смысловые паузы, произношение – не отличается от живого голоса. За два часа программа полностью оцифровывает любую книгу.
Интересны для инвестирования и сервисы в службе поддержки пользователей в call-центрах или HelpDesk-системах. Это роботы, которые общаются на уровне человеческого интеллекта. Привлекательны и проекты, которые автоматизируют рутинную работу с большим объемом данных. Проекты на базе SaaS-платформ, которые хороши тем, что легко пересекают границы: их просто адаптировать на разные языки, на разные рынки, они покрывают большие регионы и имеют потенциал глобального мирового сервиса. Именно эти проекты задают сегодня тренды, и я ищу команды, которые их реализовывают.
- Как вести себя владельцам собственных бизнесов? Вы как-то подстраховались от влияния кризиса?
- Я могу рассказать о собственных бизнесах. В кризисный период для крупных и не очень бизнесов критичным фактором убытков становятся кредитная задолженность и арендная плата. Выводы о закредитованности бизнеса и чем она грозит для субъекта многие предприниматели сделали еще в период кризиса 2008-2009 годов. Например, мы, я сейчас говорю о своей группе компаний (прим.ред. – ASTEL, Zeinet, Dent-Lux, MedicakPark и др.), в последние десять лет жили почти без кредитов. К тому же размещаем бизнесы в собственных помещениях. Благодаря этому сегодняшний кризис переживается нами легче. Например, медицинские клиники, входящие в нашу группу, потеряли доход на 100%, но при этом они не боятся выселения или переезда. Они могут себе позволить «заморозить» работу, чтобы дождаться выхода из карантинного режима. Но тем не менее, по каждому бизнесу у нас есть прогноз убытков. Если говорить о конкретных суммах потерь, то они могут достигать нескольких миллионов долларов.
- Какой бы совет дали владельцам технологического бизнеса при текущем ходе событий?
- Тем, кто занимается технологическими проектами и кого в разной степени затронул коронакризис – нужно все равно двигаться по намеченному стратегическому плану, с небольшими поправками на кризис. Сегодня есть популярный тезис, что мир уже не будет прежним. Но я не думаю, что нас ждут крайне радикальные изменения. После каждого кризиса наступает новый подъем – для технологического сектора и сферы инноваций это будут положительные изменения, способствующие их росту и развитию. Также не надо забывать, что очень многие из «единорогов» были основаны в годы кризиса 2007-2010. Кризис порождает много проблем, но и появляется много новых возможностей.