Во время карантина необходимо максимально избегать новых долгов и кредитов. Кредит – финансовый инструмент удобный и зачастую очень нужный, но это еще и большая ответственность для обеих сторон: клиента и организации, которая выдает заем. «За деньги, взятые в долг, рано или поздно необходимо будет расплатиться, и возвращать кредит придется с процентами, причем немалыми, если кредит брать у онлайн-кредиторов. Всегда четко оценивайте свои возможности по обслуживанию займов!», – говорит директор Департамента защиты прав потребителей финансовых услуг Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Александр Терентьев.
К сожалению, даже в спокойные времена не всем заемщикам удается закрыть свои долги перед кредитной организацией. В кризис ситуация усугубляется. Даже если на данный момент есть стабильный доход, события могут развиваться совсем не в вашу пользу.
«Не стоит воспринимать онлайн-займы как один из способов «залатать» кризисную дыру в семейном бюджете. Конечно, получить «кредит до зарплаты» намного проще у онлайн-кредиторов, но проценты по займам будут намного выше, чем, к примеру, в банках второго уровня». Кредитные платежи по таким займам в будущем могут стать непосильной ношей», - добавляет представитель финрегулятора.
Для проверки размера годовой эффективной ставки вознаграждения (ГЭСВ) на официальном интернет-ресурсе Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка в разделе «Защита прав потребителей финансовых услуг» размещен кредитный калькулятор. С его помощью заемщик может рассчитать свою долговую нагрузку.
Если превышены предельные значения ГЭСВ и переплаты по займу, заемщику необходимо обратиться в Агентство за защитой своих прав и в суд за признанием договора займа, несоответствующего требованиям законодательства, недействительным.
Также надо внимательно ознакомиться со всеми условиями договора, чтобы исключить переплаты из-за скрытых комиссий.
Александр Терентьев подчеркивает, что не стоит брать кредит для того, чтобы инвестировать в сомнительные проекты или организации, обещающие высокую прибыль за счет денежных вложений. В кризисное время, как правило, активизируются финансовые мошенники.
«Безусловно, те заемщики, которые берут кредиты, чтобы вложить деньги в волшебные финансовые инструменты, которые якобы приносят баснословную прибыль за короткий промежуток времени, рискуют своими средствами. На доверчивых казахстанцах «играют» финансовые мошенники, которые активизировались в условиях пандемии и умело обкрадывают граждан, придумывая и реализовывая различные мошеннические схемы», - предупреждает Александр Терентьев.
Обязательно нужно проверять информацию, размещенную на сайте кредитной организации, клиентом которой вы хотите стать. Если организация, к примеру, именует себя ломбардом, но при этом указывает на своем сайте, что осуществляет прием депозитов, обещая значительные проценты, это должно вас насторожить. Прием депозитов относится к банковским операциям, осуществлять которые по законодательству могут только банки второго уровня, имеющие соответствующую лицензию финрегулятора, а также Казпочта.
Из кредитных организаций под строгим контролем финансового регулятора находятся банки второго уровня и микрофинансовые организации, прошедшие учетную регистрацию. Ломбарды, кредитные товарищества и компании онлайн-кредитования попадут под регулирование после прохождения учетной регистрации, то есть после 1 июля 2020 года. Но для защиты прав и интересов потребителей финансовых и до прохождения учетной регистрации, деятельность этих организаций будут проверять.
«Потребители финансовых услуг, которые обращаются в кредитную организацию, должны проверить, подлежит ли ее деятельность регулированию со стороны Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка. Это можно сделать на сайте финрегулятора www.finreg.kz в рубрике «Реестр разрешений и уведомлений». Если компании нет в списке, значит, она не прошла учетную регистрацию и ее деятельность не подлежит регулированию со стороны уполномоченного органа», - поясняет Александр Терентьев.
Он напоминает, что по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг, а также в случае выявления финансового мошенничества граждане могут обращаться в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка по телефонам горячей линии: +7 (727) 2788 122, 2788 144 или посредством электронной почты Fingramota@finreg.kz и TAL@finreg.kz.