С каждым днём все больше инвесторов верят, что уханьский коронавирус и есть тот самый чёрный лебедь, который придет на погибель мирового экономического роста и положит конец самому длинному циклу процветания фондовых рынков. Впервые с начала эпидемии в Китае вирус угрожает не только этой стране, он уже наносит ощутимый удар по мировым рынкам, снимая с них спесь ликвидности и желания вечного процветания.
Нет, все еще не так ужасно. Как в сказке, конечно же, не будет. Вакцины не изобретают за один день и даже за один месяц. ВОЗ сообщала, что первые тестирования вакцины против коронавируса 2019-nCoV на людях могут начаться только через четыре-пять месяцев, то есть ближе к лету. Но вирус все еще заразил и убил в тысячи раз меньше людей, чем обычный грипп, однако это не значит, что его стоит недооценивать, хотя бы потому, что он уже значительно пошатнул мировую экономику, и теперь все думают о том, не какой будет экономический рост, а на сколько пунктов он упадет.
На фоне падения основных индексов традиционно растут защитные активы – золото и... доллар. Золото продолжает расти на фоне сокращения аппетита к риску. Подливают «масла в огонь», то есть ликвидности на рынки еще и ведущие мировые центробанки – кроме монетарного стимулирования мировой экономики они с радостью говорят о возможных интервенциях. В результате растут инфляционные ожидания, а ликвидность врывается на рынки, и это на самом деле может быть плохо.
В условиях сокращения деловой активности, когда производство товаров и услуг пробуксовывает на месте, новые вливания – это стимулирование роста цен. В США инфляция уже составляет 2,5% в годовом выражении, а если планку поднимут до 5%, то это станет началом инфляционной спирали. Больше всего от этого выиграют кредиторы, держатели капиталов, а пострадают рядовые люди, чьи накопления будут обесцениваться. Казахстан находится в повышенной зоне риска, так как у нас инфляция и так достаточно высокая – 5,6% и опасно приблизилась к верхней границе таргетированного коридора.
Второй риск – нефть. Есть шанс, что цены на черное золото могут опускаться и дальше. В таком случае Казахстан может столкнуться с тем, что цена опустится ниже себестоимости добычи, и если такая ситуация продлится достаточно долго – это может вызвать нарушение финансирования Нацфонда, который спонсирует дефицитный бюджет.
Хорошие новости – рано или поздно планета вылечится от коронавируса, и мировая экономика начнет восстанавливаться, а это вызовет рост спроса на нефть. Если ОПЕК+ ограничит добычу сейчас и достаточно быстро не вернется на рынок с прежними объемами, то мы можем получить еще и инфляцию предложения. Поэтому монетарную политику, вероятно, начнут ужесточать, но уже ближе к выборам в США и сразу после них, а летом основные игроки американского рынка ждут от РФС снижения ставки. В таких условиях начнется отток капиталов с финансовых рынков. Золото в этом случае не станет исключением, но, скорее всего, оно просядет меньше, чем фондовые и товарные рынки, так как все-таки является защитным активом. Текущий краткосрочный потолок цены без новых шоков может быть в районе $1700 за тройскую унцию, а после уже начнется коррекция.
В понедельник, когда инвесторы поняли, что вирус уже не заперт в Китае, на панике мировые рынки потеряли более 3% по основным индексам. Сводный индекс Euro Stoxx 600 рухнул на 3,5% за понедельник, вернувшись к минимумам конца января. Коронавирус распространяется шире и быстрее, чем ожидалось, перечеркивая ожидания, что вскоре о нем все забудут.
Но несмотря на пугающие новости о вирусе, деловые настроения в еврозоне идут на поправку. Не в последнюю очередь этому способствуют ослабление единой валюты и экстремально мягкая монетарная политика. Все это поддерживает настроения бизнеса и позволяет Европе чувствовать себя лучше, чем Азия и США, при влиянии страхов перед эпидемией на финансовые котировки.
Казахстан пока тоже в выигрышном положении, поскольку наши ставки вознаграждения достаточно высоки, но при первом же запахе опасности и из казахстанских бумаг убегают инвесторы. Наши бумаги падали в понедельник вместе со всем миром, иногда чуть опережая его.
Сейчас мир стоит на перепутье. Или с вирусом удастся справиться, и тогда последствия можно будет преодолеть за полгода, может быть, за год. Либо же мир захлестнет новая опасная пандемия, и тогда это приведет к неминуемой рецессии и спаду экономического роста на фоне рекордных объемов мирового долга. Казахстан будет находиться в чуть более выигрышном положении с объемом внешнего долга 18,2% ВВП, но, к сожалению, и инфляционная спирать, и общая паника на рынках вместе с дешевеющей нефтью очень сильно по нам ударят.
Андрей Чеботарев, аналитик международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане