О том, какие факторы повлияли на развитие банковского сектора в 2019 году и что ожидает клиентов БВУ в ближайшей перспективе в интервью корреспонденту «Капитал.kz» рассказал заместитель председателя правления АО «Народный Банк Казахстана» Мурат Кошенов.
- Мурат Узакбаевич, какие значимые события в сфере банковского регулирования вы бы отметили в текущем году?
- Во-первых, я бы отметил введение с 1 января 2019 года риск-ориентированного надзора (РОН), основными задачами которого являются раннее выявление и предотвращение рисков, поддержание финансовой устойчивости и своевременное принятие корректирующих мер со стороны регулятора. Вместе с тем его подход основан на «мотивированном суждении», сформированном путем количественного и качественного анализа деятельности банков.
Второе большое событие для банковского сектора – это оценка качества активов AQR, начавшаяся в августе текущего года и находящаяся уже в стадии завершения. Однако уже возникает вопрос, насколько результаты этой проверки формально перенесутся в нормативную регуляторную практику, то есть будут ли они сформированы в соответствии с достаточно формальными процедурами, предусмотренными в рамках AQR, либо адаптированы к специфике местного рынка.
Эти два вопроса особенно актуальны в свете создания нового Агентства по регулированию и развитию финансового рынка. Учитывая, что в его названии есть слово «развитие» хочется верить, что будущий регулятор подойдет к данным моментам достаточно взвешенно.
- По вашему мнению, какие основные факторы в 2019 году повлияли на развитие банковского сектора?
- Я бы сказал, что основное влияние на него оказал в целом экономический рост, который в III квартале текущего года составил порядка 4,6%. (Стоит обратить внимание, что такая динамика в последний раз наблюдалась в 2014 году, когда цена на нефть составляла практически $100 за баррель). Если посмотреть на структуру самого показателя роста, то она сложилась преимущественно из таких отраслей, как внутренняя (оптовая и розничная) торговля (рост за 10 месяцев в размере 7,5%) и сфера строительства (свыше 12%). Значительное влияние пришлось и со стороны увеличения государственных расходов в среднем на 20% по отношению к прошлому году, в том числе за счет расходов на соцобеспечение через АСП и рост заработных плат. Также хотелось бы отметить существенный рост инвестиций в основной капитал, который был сконцентрирован в таких секторах, как добывающая промышленность и жилищное строительство. Мы также видим большие инвестиции в ряд крупных инфраструктурных проектов. Тем не менее со стороны наших заемщиков мы не наблюдаем массового спроса на небольшие инвестиционные проекты.
- Получается, что сейчас основная доля кредитного портфеля приходится все-таки на корпоративный бизнес. В таком случае, какие возможности для клиентов этого сегмента Halyk Bank предоставит в следующем году, выйдет ли перечень услуг банка за рамки традиционных?
- Хотелось бы подчеркнуть, что мы являемся не только крупнейшим банком в Казахстане, но и представляем собой крупную финансовую группу и соответственно всегда имеем возможность предложить нашим клиентам наиболее широкий спектр финансовых услуг. Как вы правильно отметили, это не только традиционное кредитование, но еще и предоставление различных транзакционных услуг.
На данном рынке позиция Halyk Bank усиливается еще и тем, что у нас самые высокие рейтинги среди казахстанских БВУ (по недавней оценке Fitch, банку присвоен рейтинг «BB+», прогноз – «Позитивный»). Такой уровень рейтинга позволяет клиентам широко использовать наши гарантии в своих взаимоотношениях с контрагентами как внутри Казахстана, так и за его пределами.
Что касается непосредственно корпоративных клиентов, то в следующем году мы будем продолжать развивать для них разные онлайн-решения, например, по кэш-менеджменту, который позволяет оптимизировать работу по финансированию филиалов или дочерних организаций, а также оптимизировать их денежную позицию.
Подобного рода сервисы будут увеличиваться в нашем приложении, в частности станут доступны услуга предоставления заявок на выпуск гарантий в онлайн-режиме, получение траншей в рамках кредитных линий и так далее. В этом направлении на следующий год перед нами стоит много задач.
- Как вы считаете, произойдет ли усиление конкуренции на рынке и каких направлений бизнеса оно коснется?
- После того как мы увидим результаты AQR, то поймем, как они повлияют в целом на конкурентную среду в банковском секторе.
Тем не менее, я предполагаю, что в следующем году все-таки усилится конкуренция в розничном направлении и секторе МСБ.
Также в конце следующего года по условиям договора о вступлении Казахстана в ВТО иностранные банки смогут открывать у нас свои филиалы. И здесь сложно сказать, в каком региональном разрезе данный интерес будет проявляться, возможно, будет интерес со стороны российских или китайских игроков. Может быть, это будут банки, которые уже работают в Казахстане и захотят увеличить свое присутствие здесь дополнительно через открытие филиала.
- Что послужит триггером для развития банковского сектора в предстоящем году?
- Те тенденции в части регулирования и экономические факторы, о которых я ранее говорил, на мой взгляд, уже заложили определенную базу для развития банковского сектора.
Помимо этого, я полагаю, что ряд банков выйдет на рынок с новыми интересными решениями в части онлайн-предложений, и это коснется не только сферы финансирования, но и других нефинансовых услуг.