Международная финансовая корпорация IFC со штаб-квартирой в Вашингтоне, входящая в группу Всемирного банка, была создана в 1956 году для обеспечения устойчивого притока частных инвестиций в развивающиеся страны. Казахстан является членом IFC с 1993 года.
О том, как данная организация взаимодействует с Правительством Казахстана, какие секторы считает приоритетными для финансирования и видит ли препятствия для устойчивого роста рыночной экономики в интервью корреспонденту «Капитал.kz» рассказала региональный менеджер IFC по Центральной Азии Кассандра Колберт.
- Кассандра, сколько инвестиций на сегодняшний день IFC уже вложила в Казахстан и какие глобальные проекты вы запустили в текущем году?
- Если сложить все инвестиции IFC в Казахстане, они составляют порядка $1 млрд. Однако стоит отметить, что за последние три года большинство наших инвестиций было произведено именно в национальной валюте. Секторы, на которых главным образом фокусируется IFC, – это сельскохозяйственный бизнес, инфраструктура и финансовый сектор. Но нужно добавить, что мы не участвуем в проектах, касающихся нефтегазовой отрасли.
Наибольшую долю, около 50% в портфеле занимают инвестиции в финансовый сектор. Важно понимать, что мы инвестируем МСБ не напрямую, а предоставляем финансирование банкам и микрофинансовым организациям, которые в свою очередь кредитуют местные предприятия для реализации их проектов. Соответственно этот подход позволяет нам финансировать развитие реального сектора экономики.
Если говорить о глобальных инвестициях, то могу выделить, как один из примеров, проект, реализованный в этом году с компанией Phoenix Fruits LLP, для которой IFC выделила финансирование на сумму $10 млн на развитие фруктовых садов в Алматинской области, общей площадью до 1000 га. Данное финансирование является частью сотрудничества с компанией Phoenix в других странах.
- Какие требования вы предъявляете к заемщикам и партнерам?
- В первую очередь, мы обращаем внимание на состояние корпоративного управления компании. После чего мы приступаем к анализу финансового состояния этой организации. Проанализировав финансовое состояние и удостоверившись, что оно хорошее, мы должны быть уверены, что от наших инвестиций будет идти отдача, положительное влияние на ситуацию в стране.
Кроме того, мы удостоверяемся в том, что финансирование не окажет отрицательного воздействия на окружающую среду, либо оно будет смягчено с помощью предусмотренных специальных мер.
- На ваш взгляд, насколько приоритетны проекты, связанные с зеленой экономикой в Казахстане?
- Необходимо понимать, что экономика Казахстана очень энергоемкая и какая-то часть энергии, производимая здесь, вырабатывается с использованием угля. Однако мы полагаем, что существующие способы выработки энергии могут быть изменены на более экологически чистые способы. Поэтому видим большой потенциал инвестиций именно в зеленую экономику.
- Планирует ли IFC увеличить финансирование в ближайшие годы и в каких секторах?
- Недавно мы представили новую стратегию IFC по Казахстану нашему руководству, в которой выделили несколько основных компонентов.
Один из них подразумевает помощь Правительству РК в диверсификации экономики и сокращению доли добывающего сектора в целом в ее структуре.
Но это означает не фактическое уменьшение доли добывающей промышленности, а упор на развитие несырьевых отраслей, которые будут укрупняться на общем фоне.
Кроме того, мы провели анализ «Диагностика частного сектора» (CPSD), который показал, что одним из секторов с наибольшим потенциалом для Казахстана остается сельское хозяйство. А если конкретнее, то животноводство.
Хочу подчеркнуть, что у вашей страны идеальное географическое положение, которое открывает ворота из Азии в Европу, из Европы в Азию. В этой связи наряду с агробизнесом, мы видим значительный потенциал в сфере логистики и соответственно в транспортной отрасли Казахстана. Поэтому в течение следующих нескольких лет мы планируем сфокусироваться на этих двух секторах.
Кроме того, продолжим взаимодействовать с финансовым сектором.
Инвестиции, которые мы предполагаем вложить в Казахстан в ближайшие 3-4 года, по предварительным данным, составят порядка $1,6-1,7 млрд. Все они будут направлены на развитие частного сектора.
- Субсидирует ли IFC свои кредитные ставки?
- Финансирование IFC осуществляется всегда на коммерческих условиях.
Между тем есть проекты, где процентная ставка привязана к ставке LIBOR в долларах, но так бывает не всегда, поскольку она зависит от подхода к финансированию и в каждом конкретном случае может меняться.
Однако хочу еще раз отметить, что IFC является не традиционным банком, а институтом развития, поэтому предоставляет финансирование только в том случае, если видит, что оно окажет положительный эффект на экономику той или иной страны.
- Как IFC сотрудничает с Правительством Казахстана по внедрению реформ и улучшению инвестиционной среды?
- С Правительством Казахстана IFC сотрудничает в разных направлениях.
Первое: в рамках нашей обширной программы по корпоративному управлению мы сотрудничаем с некоторыми компаниями квазигосударственного сектора, такими как холдинг «Байтерек», «Самрук-Қазына», «Жилстройсбербанк Казахстана» и их дочерними структурами. Также мы заинтересованы в сотрудничестве с правительством по программе приватизации и по увеличению доли частного сектора экономики путем содействия развитию ключевых отраслей, таких как агробизнес и логистический сектор.
Второе: мы сотрудничаем с государством в области регуляторной среды с целью усовершенствования мер государственного регулирования, чтобы в полной мере вовлечь в экономику страны частный сектор.
Также мы занимаемся вопросами укрепления верховенства права, что по нашему видению должно способствовать большему притоку прямых иностранных инвестиций в частный сектор.
- Существует ли проблемная задолженность в портфеле IFC?
- В целом по другим регионам Центральной Азии существует неработающие кредиты, но просроченной задолженности по проектам в Казахстане нет.
- Какие вы видите препятствия в Казахстане для устойчивого роста рыночной экономики?
- Несмотря на то, что в Казахстане на сегодня существуют достаточно хорошие законодательные меры регулирования по защите инвестиций, бывают случаи, что они не всегда применяются однородно.
В частности, возникают ситуации, когда отдельные лица недостаточно добросовестны, либо пользуются какими-то пробелами в законодательстве или возможными лазейками. И это зачастую не фиксируется в должной степени. Мы допускаем, что такое бывает в любой стране.
Однако важно, чтобы судебная система быстро и эффективно реагировала на подобные случаи и могла скорректировать ситуацию, чтобы иностранные инвесторы не потеряли интерес к экономике страны.