В Национальном банке РК прокомментировали вопросы экономического сотрудничества в рамках ЕАЭС, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Основные направления Евразийской интеграции определены Договором о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) от 29 мая 2014 года. В соответствии со статьями 62-64, 70 и 103 Договора о Евразийском экономическом союзе предусмотрено проведение согласованной валютной политики для обеспечения взаимной конвертируемости национальных валют и создание условий для функционирования общего финансового рынка. Вопросы денежно-кредитной политики и валютного регулирования полностью остаются в компетенции центральных банков стран ЕАЭС», - подчеркивает регулятор.
Таким образом, формирование валютного союза и введение единой валюты не предусматриваются. Существующие различия стран Евразийского экономического союза по структуре и размеру экономик, проводимой денежно-кредитной и налогово-бюджетной политике, состоянию платежного баланса исключают введение единой валюты, пояснили в Нацбанке.
Страны-участники ЕАЭС не рассматривают вопрос создания единого центрального банка с передачей ему функций наднационального регулирования для проведения единой денежно-кредитной политики.
По договору о Евразийском экономическом союзе Евразийский банк развития (ЕАБР) не является рабочим органом ЕАЭС и его деятельность не предусмотрена договором. ЕАБР учрежден на основании межгосударственного соглашения за пределами Договора о ЕАЭС. В настоящее время членами ЕАБР являются Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан.
ЕАБР финансирует инвестиционные проекты этих стран для развития инфраструктуры (транспорт и электроэнергетика), а также поддерживает проекты в области промышленного производства. Уставный капитал ЕАБР составляет 7 млрд долларов, доля участия Казахстана - 500 млн долларов. Объем инвестиционного портфеля ЕАБР составляет 3,545 млрд долларов, из них на долю Казахстана приходится 39,7%.
«Высказывания руководства ЕАБР о создании общего центробанка для стран - участников ЕАЭС и введении единой валюты не соответствуют действительности и противоречат договоренностям, принятым в рамках Евразийского экономического союза», - заключили в Нацбанке.
Ранее в интервью «Российской газете» председатель правления Евразийского банка развития Андрей Бельянинов сказал, что ЕАБР - это прообраз будущего центрального банка ЕАЭС. «Банку скоро будет 14 лет, он был организован в нужное время по инициативе президентов Казахстана и России. На мой взгляд, это прообраз будущего центрального банка нашего ЕАЭС, только без права денежной эмиссии. Просто видно, что на финансовом рынке необходима какая-то единая надстройка в общем экономическом пространстве», - сказал Андрей Бельянинов.