С 2020 года ранее нерегулируемые участники финансового рынка, в частности все микрокредитные организации (МКО), будут лицензироваться, соответственно к ним начнут предъявляться определенные требования. О том, какие последствия могут ожидать рынок кредитования после введенного изменения в законодательстве по вопросам регулирования и развития финансового рынка и микрофинансовой деятельности корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказал директор центра по развитию финансовых технологий и инноваций Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) Константин Пак.
Среди основных субъектов ранее нерегулируемой деятельности с 2020 года под регулирование попадут микрокредитные организации (в том числе онлайнеры) и кредитные товарищества. На них будет распространяться регулирование, идентичное рынку микрофинансовых организаций, с требованием учетной регистрации для последующего ведения деятельности. Кроме того, будут разработаны специальные НПА, уточняющие отдельные аспекты деятельности МКО и кредитных товариществ.
Таким образом, все ранее нерегулируемые организации будут приравнены к МФО. Тем не менее точной статистикой по видам деятельности (это могут быть и онлайн-кредиты, и работа через традиционные каналы обслуживания) АФК не располагает.
«Однако регулирование не является какой-то панацеей от нарушений на рынке, так же как и в мировой практике, не представляется чем-то обязательным, особенно для компаний с небольшим объемом бизнеса. Далеко не всегда регулирование бизнеса приносит пользы больше, чем наносит вреда», - считает Константин Пак.
По его словам, в международной практике, например в Австралии, даже такие серьезные сегменты, как банковское дело, не подлежат государственному регулированию и ограничиваются саморегулированием. Именно по этому пути шли организации, выдающие онлайн-займы в Казахстане, когда разработали собственный регламент регулирования, создали ассоциацию и обратились в Национальный банк с предложением дальнейшего развития.
«Что произошло дальше, мы прекрасно видели - Национальным банком было введено ограничение, поставившее под вопрос само существование данного сегмента компаний», - констатирует эксперт АФК.
При этом он добавляет, что любое регулирующее воздействие необходимо разрабатывать с учетом реальности его применения. А те меры, что были разработаны - контроль ставки и суммы переплаты могли сработать для традиционных крупных кредитных организаций с их жесткой отчетностью и привязкой к офлайновым каналам продаж.
«Но PDL (кредиты до зарплаты) - область весьма эфемерная. Компании, как онлайн, так и офлайн, могут существовать и без какой-либо официальной регистрации, в общем-то этот рынок всегда существовал; а также использовать трансграничные механизмы, то есть, имея регистрацию в других странах, осуществлять деятельность на территории Казахстана», - поясняет директор центра по развитию финансовых технологий и инноваций.
По его словам, это трудно, но в случае применения «жесткого» регулирования - такие бизнес-решения вполне возможны.
«В итоге вместо регулирования рынка можно получить результат ухода его в тень и другие юрисдикции, где осуществлять мониторинг и контроль будет гораздо сложнее», - полагает Константин Пак.
Вместе с тем на сегодняшний день в реестре микрофинансовых организаций Национального банка Республики Казахстан значатся 168 действующих субъектов.