USD
449.58₸
-0.490
EUR
486.94₸
-1.570
RUB
4.86₸
BRENT
87.29$
+0.180
BTC
70797.90$
+1402.700

Иван Высоцкий: На картах можно легко зарабатывать

В АТФБанке рассказали, почему выгодно расплачиваться «пластиком» и какие тренды наблюдаются на карточном рынке

Share
Share
Share
Tweet
Share
Иван Высоцкий: На картах можно легко зарабатывать- Kapital.kz

Карточный рынок с каждым годом трансформируется. Банки постоянно предлагают новые «фишки», которые мотивируют казахстанцев активнее осуществлять безналичные платежи. Один из самых популярных инструментов, который стимулирует электронные платежи, – кэшбеки. Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz поговорил с начальником управления разработки карточных продуктов АТФБанка Иваном Высоцким о том, как на картах можно зарабатывать и когда может исчезнуть «пластик».

- Иван, сколько карт в настоящее время приходится на одного казахстанца?

- По данным Нацбанка, в среднем на одного жителя Казахстана приходится около 1,2-1,3 карты. Но если сравнивать эти показатели со странами СНГ, то можно сказать, что у нас еще есть огромный потенциал в карточном бизнесе. Для сравнения, в Белоруссии на одного жителя приходится 1,58 карты, в Украине – 1,41 карты. В Турции этот показатель еще выше – 2,4 карты на одного жителя. К сожалению, пока нет общей статистики, сколько активных карт приходится на одного казахстанца. Уточню, у каждого банка своя методология по расчету этого показателя. Но если рассматривать наш банк, можно сказать, что наши клиенты все чаще стали осуществлять переводы с карты на карту, рассчитываться с помощью карт.

- По вашим оценкам, стали ли казахстанцы меньше обналичивать средств со своих карт?

- Прокомментирую ситуацию по нашему банку. Около 92-93% владельцев зарплатных карт, как и прежде, обналичивают все средства с карты. По индивидуальным, незарплатным картам наблюдается противоположный тренд. По ним объем обналичивания значительно снижается: порядка 50% средств с карты направляется на покупки.

Между тем общий тренд таков, что казахстанцы более активно стали рассчитываться с помощью карты, осуществлять переводы с карты на карту, потому что «пластик» становится все более удобным и за счет кэшбеков – прибыльным. Кэшбеки, гаджеты, которыми можно оплатить за покупку бесконтактно за считаные секунды, стимулируют безналичные платежи. Согласитесь, купить бургер или кофе через Apple Pay – легко, красиво и даже эффектно.

- Каков средний чек по безналичным платежам?

- По зарплатным картам до 5 тыс. тенге, по остальным – порядка 30 тыс. тенге. Если рассматривать в динамике, то по зарплатному «пластику» чек падает, по индивидуальному – увеличивается.

- Насколько активно увеличивается количество транзакций?

- Если говорить об АТФБанке, в 2018 году клиенты банка произвели на 30% больше платежей с помощью карт, чем в 2017 году. С начала года наблюдается аналогичный тренд. Предполагаю, что эта тенденция связана с запуском новых карточных продуктов нашим банком. В частности, в прошлом году на рынке появилась вертикальная карта № 1, которая совмещает в себе все преимущества.

- Как изменились потребности владельцев карт?

- Владельцам карт становятся важны не только размеры кэшбеков, но и различные бонусные программы банков и программы лояльности, сервис, дополнительные условия по переводам с карты на карту. Также многие ценят, когда обналичивание средств с карты за рубежом можно производить без комиссий. И, как я говорил ранее, растет сегмент казахстанцев, которые предпочитают рассчитываться в ресторанах, кафе безналичным способом, популярность набирают и переводы с карты на карту. Например, часто наблюдаю такую ситуацию, когда, пообедав в кафе, друзья с помощью смартфона предпочитают переводить средства за обед одному из своих друзей, а он уже рассчитывается с официантом картой. Это очень удобно, несколько кликов – и деньги уже на карт-счете, никакой тяжелой, неудобной мелочи в кармане носить не нужно.

Подхватив этот тренд, наш банк разработал вертикальную карту № 1, с помощью которой можно отправить перевод на карту любого банка мира совершенно бесплатно при сумме транзакции до 60 тыс. тенге. Если сумма перевода будет выше, то будет сниматься комиссия.

ddbb40e7ee4122bb427b9d9e1c2.jpeg

- В настоящее время многие банки привлекают клиентов через кэшбеки по картам. По вашим наблюдениям, насколько это эффективный инструмент?

- Кэшбеки – достаточно действенный инструмент, потому что именно он стимулирует людей осуществлять покупки по карте. На казахстанском рынке средний размер базового кэшбека не превышает 1%. В АТФБанке размер такого кэшбека выше рыночной планки: по вертикальной карте № 1 он доходит до 1,5% с каждой покупки. Если же у владельца карты есть в нашем банке депозит на сумму 500 тыс. тенге, то банк добавляет еще 1,5% кэшбека. Если же на карте ежемесячно остается от 400 тыс. тенге, то наш банк добавит еще 1,5%. И, наконец, еще 0,5% можно получить при открытии премиального пакета Black Edition. В результате размер кэшбека может достигать 5% за каждую покупку.

Кстати, очень важно, что в нашем банке кэшбек начисляется не в виде бонусов, а в реальных деньгах. Этот начисленный кэшбек можно потратить, перевести или обналичить. К слову, в некоторых банках кэшбек начисляется в виде бонусов – это не всегда удобно, потому что бонусами можно воспользоваться не везде, зачастую они так и остаются неиспользованными.

- А что насчет обналичивания средств с карты? Сколько составит комиссия при снятии денег с вертикальной карты № 1?

- С помощью нашей карты можно будет обналичить сумму, эквивалентную 300 тыс. тенге, в любом банкомате мира, в том числе и Казахстане, совершенно бесплатно. Это очень удобно, потому что зачастую за границей, к примеру, на отдыхе, нужна именно наличность. Немаловажно, что вертикальная карта мультивалютная. Счета на карте можно вести в четырех валютах: тенге, российских рублях, долларах и евро. Если вы отправляетесь на отдых в США, то активируется долларовый счет – и владелец карты не теряет на комиссиях за конвертацию с одной валюты на другую. Кстати, открытие и обслуживание вертикальной карты № 1 совершенно бесплатно.

- Ранее некоторые банки начисляли определенный процент на остаток средств на карте. Работает ли сейчас этот механизм?

- Этот механизм уже не работает, потому что с 1 января 2019 года на законодательном уровне банкам запретили выплачивать вознаграждение за пользование деньгами на текущем счете. Эта мера также затронула и карт-счета. Инициатива регулятора вполне объяснима – государство пытается стимулировать клиентов размещать деньги в банках не на текущих, а на сберегательных счетах. За счет этого государство пытается стимулировать приток ликвидности в банках.

Между тем, зайдя в интернет-банкинг ATF-24, можно в любое время суток перевести средства с карты на депозит и получать проценты по нему. Если же в какой-то момент понадобятся средства, а на карте их будет недостаточно, то через интернет-банкинг деньги можно перевести с депозита на карту. На это потребуется всего несколько секунд.

- Как думаете, какие тренды будут наблюдаться в карточном бизнесе?

- По моим оценкам, количество эмитированных карт будет только расти. Между тем, считаю, физически пластик, из которого производятся карты, доживает свой век. Предполагаю, что через 3-5 лет казахстанцы будут отказываться от пластиковых карт и карт как таковых. В этом случае им уже не нужно будет сохранять какие-то пин-коды по карте и думать о других опциях. Достаточно будет иметь смартфон или другие гаджеты, с помощью которых вы сможете не только расплачиваться за покупки, но и совершать переводы, снимать средства и совершать другие операции.

Смещение сервисной модели банков будет происходить в сторону дистанционного обслуживания, клиентам уже не нужно будет приходить в отделение и подписывать множество бумаг. Клиентов банков все чаще будут идентифицировать по биометрическим данным: лица, отпечатков пальцев и другим. Этот тренд стал более активно проявляться в этом году.

В настоящее время практически у всех банков есть боты, разработаны модели голосовых ассистентов, которые помогают клиентам в любых вопросах. К тому же мы уже наблюдаем, что банки постепенно трансформируются в маркет-плейсы, они уже перестают выполнять свои основные функции: кредитовать, открывать депозиты и так далее. Банки становятся консалтерами, советчиками для своих клиентов, ориентируют своих клиентов – куда стоит размещать свои средства.

Возможно, через год вы позвоните в контакт-центр банка и не отличите: разговариваете вы с роботом или человеком. Например, в штате Калифорния был введен закон, который обязывает банки настраивать робота колл-центра так, чтобы он представлялся, что он робот. Это важно, потому что человек не должен чувствовать себя обманутым, он должен знать, что общается с роботом. Казахстанские банки, скорее всего, скоро придут к этому.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.