Сколько льготных кредитов оформили казахстанцы
Финансы
07.06.2019
|
Автор: Руслан Ибраев

Сколько льготных кредитов оформили казахстанцы

Кому выгодна и как действует программа льготного автокредитования

Программа льготного кредитования действует в Казахстане с апреля 2015 года. Главные цели программы: предоставить комфортные условия покупки новых автомобилей жителям страны и стимулировать рост отечественного производства. Как результат – создание новых рабочих мест и рост государственных доходов за счет налоговых поступлений производителей, улучшение качества жизни граждан.

В мировой практике сама по себе выдача льготных кредитов на покупку автомобилей как инструмент поддержки отечественного производителя не является уникальной. Этот механизм испытан в Южной Корее, некоторых странах Европы и Российской Федерации.

Достоинство казахстанской модели в том, что финансирование программы осуществляется на возвратной основе из средств Нацфонда, в то время как зарубежный опыт предусматривает простое субсидирование процентной ставки за счет бюджета. С 2015 года объем финансирования программы составил 42 млрд тенге. В соответствии с лимитами каждый транш распределяется между автопроизводителями.

Как работает программа и кого можно отнести к ее интересантам?

Оператор программы – Банк Развития Казахстана, он распределяет каждый новый транш между банками второго уровня, контролирует процентные ставки, а также распределение и освоение средств между производителями.

Эффективная ставка кредита не превышает 7,5% годовых с учетом затрат на страхование и оформление, первоначальный взнос определяется каждым банком самостоятельно. Стоимость автомобиля, приобретаемого в кредит, не должна превышать 15 млн тенге, в этот лимит укладывается абсолютное большинство автомобилей, производимых в нашей стране.

Каков спрос на льготные кредиты?

В прошлом году каждый 20-й автомобиль отечественного производства был реализован при поддержке программы льготного кредитования, за год ее участниками стали 3,3 тыс. жителей страны. В общей сложности с 2015 года в рамках программы было реализовано более 13,5 тыс. автомобилей – это, безусловно, существенная доля сбыта отечественных автозаводов.

Однако спрос со стороны покупателей кратно превышает возможности программы. Свидетельство тому – скорость освоения каждого транша, который «расходится» в течение двух месяцев. В 2019 году только за первый месяц после получения нового транша реализация составила около 50%.

(данные АО «Банк Развития Казахстана» по состоянию на май 2019 года)

Насколько доступна программа?

Технически на одобрение каждого кредита требуется менее одной недели, однако сразу после освоения транша в банках образуются очереди на револьверное финансирование в рамках погашения ранее выданных кредитов – клиенты вынуждены ждать одобрения по нескольку месяцев. В определенной степени это также обусловлено распределением лимитов финансирования между двумя автопроизводителями: в рамках 4-го транша по 4 млрд тенге ТОО «СарыаркаАвтоПром» и АО «АЗИЯ АВТО».

Каков результат для государства и производителей в частности?

Вкупе с расширением модельного ряда отечественных производителей и стабильным макроэкономическим фоном программа льготного кредитования обеспечила рост производственных объемов и показателей продаж. Положительная динамика продолжается на протяжении уже 28 месяцев. В первом квартале текущего года вклад отрасли в ВВП страны вырос на 33,2% - автопром стал наиболее быстрорастущей отраслью казахстанской экономики. То есть главные задачи выполняются, и программа работает. Но за счет чего происходит рост государственных доходов? В чем интерес государства?

С 2015 года общий объем налоговых поступлений только двух производителей составил более 12 млрд тенге. 

(по данным КГД МФ РК и отраслевого союза «КазАвтоПром»)

В то же время среди игроков отрасли наблюдается дисбаланс в отношении фискальной нагрузки и динамики продаж. Большая часть налоговых поступлений за 2018 год – 4,1 млрд тенге, или 55%, пришлась на долю завода «АЗИЯ АВТО».  Общий объем налоговых поступлений всех казахстанских автопроизводителей составил 7,5 млрд тенге за 2018 год. 

(по данным КГД МФ РК и отраслевого союза «КазАвтоПром»)

По данным за 2018 год, на предприятии в Усть-Каменогорске было создано 100 рабочих мест, средний уровень оплаты труда был поднят на 20% – до 221 тыс. тенге, производительность по добавленной стоимости была увеличена практически вдвое и достигла 51 млн тенге на одного работника.

Кроме того, в мае текущего года АО «АЗИЯ АВТО» вошло в рейтинг 100 наиболее прозрачных компаний Казахстана, составленный республиканским деловым изданием.

Аналогичные показатели предприятия «СарыаркаАвтоПром» – второго по величине, но лидирующего по росту сбыта продукции, недоступны в открытых источниках. При этом наиболее существенный рост продаж продукции костанайского автозавода сопровождается снижением налоговых поступлений. Влияние деятельности предприятия на общие показатели программы индустриализации также вызвало обеспокоенность сенаторов: «СарыаркаАвтоПром» отнесли к числу проектов, развитие которых затруднено в связи с перепрофилированием производства, экономической нецелесообразностью или банкротством.

Очередной транш налоговых поступлений предприятия станет объективным показателем эффективности работы «СарыаркаАвтоПром». При этом по итогам 2018 года завод стал лидером отрасли по объему выручки, а по налоговым выплатам занимает лишь 3-ю позицию.

(по данным КГД МФ РК и отраслевого союза «КазАвтоПром») 

Как повысить эффективность программы?

Закрытая структура налоговых поступлений одного из ключевых автопроизводителей в стране не позволяет в полной мере судить о состоянии предприятия и перспективах рынка. В  связи с этим стоит задуматься: насколько рационально происходит распределение фискальных льгот и инструментов государственной поддержки и что можно получить при их адресном использовании.

Кроме того, средства, направленные на поддержку отрасли, должны быть возвращены в виде растущих от объема производства налоговых поступлений. Иначе направленные на поддержку средства становятся субсидиями. Поддержка отечественных производителей является устоявшейся мировой практикой, однако доступ к ее инструментам должны иметь предприятия с эффективной, прозрачной деятельностью, имеющие четкие перспективы развития и экспортный потенциал.

*все данные взяты из открытых источников  

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть