Сколько льготных кредитов оформили казахстанцы
Кому выгодна и как действует программа льготного автокредитования
Программа льготного кредитования действует в Казахстане с апреля 2015 года. Главные цели программы: предоставить комфортные условия покупки новых автомобилей жителям страны и стимулировать рост отечественного производства. Как результат – создание новых рабочих мест и рост государственных доходов за счет налоговых поступлений производителей, улучшение качества жизни граждан. В мировой практике сама по себе выдача льготных кредитов на покупку автомобилей как инструмент поддержки отечественного производителя не является уникальной. Этот механизм испытан в Южной Корее, некоторых странах Европы и Российской Федерации. Достоинство казахстанской модели в том, что финансирование программы осуществляется на возвратной основе из средств Нацфонда, в то время как зарубежный опыт предусматривает простое субсидирование процентной ставки за счет бюджета. С 2015 года объем финансирования программы составил 42 млрд тенге. В соответствии с лимитами каждый транш распределяется между автопроизводителями. Как работает программа и кого можно отнести к ее интересантам? Оператор программы – Банк Развития Казахстана, он распределяет каждый новый транш между банками второго уровня, контролирует процентные ставки, а также распределение и освоение средств между производителями. Эффективная ставка кредита не превышает 7,5% годовых с учетом затрат на страхование и оформление, первоначальный взнос определяется каждым банком самостоятельно. Стоимость автомобиля, приобретаемого в кредит, не должна превышать 15 млн тенге, в этот лимит укладывается абсолютное большинство автомобилей, производимых в нашей стране. Каков спрос на льготные кредиты? В прошлом году каждый 20-й автомобиль отечественного производства был реализован при поддержке программы льготного кредитования, за год ее участниками стали 3,3 тыс. жителей страны. В общей сложности с 2015 года в рамках программы было реализовано более 13,5 тыс. автомобилей – это, безусловно, существенная доля сбыта отечественных автозаводов. Однако спрос со стороны покупателей кратно превышает возможности программы. Свидетельство тому – скорость освоения каждого транша, который «расходится» в течение двух месяцев. В 2019 году только за первый месяц после получения нового транша реализация составила около 50%.
(данные АО «Банк
Развития Казахстана» по состоянию на май 2019 года)
Насколько доступна
программа?
Технически на одобрение
каждого кредита требуется менее одной недели, однако сразу после освоения
транша в банках образуются очереди на револьверное финансирование в рамках
погашения ранее выданных кредитов – клиенты вынуждены ждать одобрения по
нескольку месяцев. В определенной степени это также обусловлено распределением
лимитов финансирования между двумя автопроизводителями: в рамках 4-го транша по 4
млрд тенге ТОО «СарыаркаАвтоПром» и АО «АЗИЯ АВТО».
Каков результат для
государства и производителей в частности?
Вкупе с расширением
модельного ряда отечественных производителей и стабильным макроэкономическим
фоном программа льготного кредитования обеспечила рост производственных
объемов и показателей продаж. Положительная динамика продолжается на протяжении
уже 28 месяцев. В первом квартале текущего года вклад отрасли в ВВП страны
вырос на 33,2% - автопром стал наиболее быстрорастущей отраслью казахстанской
экономики. То есть главные задачи выполняются, и программа работает. Но за счет
чего происходит рост государственных доходов? В чем интерес государства?
С 2015 года общий объем
налоговых поступлений только двух производителей составил более 12 млрд тенге.
(по данным КГД МФ РК и
отраслевого союза «КазАвтоПром»)
В то же время среди
игроков отрасли наблюдается дисбаланс в отношении фискальной нагрузки и динамики
продаж. Большая часть налоговых поступлений за 2018 год – 4,1 млрд тенге, или 55%, пришлась на долю завода «АЗИЯ АВТО». Общий объем
налоговых поступлений всех казахстанских
автопроизводителей составил 7,5 млрд
тенге за 2018 год.
(по данным КГД МФ РК и
отраслевого союза «КазАвтоПром»)
По данным за 2018 год, на
предприятии в Усть-Каменогорске было создано 100 рабочих мест, средний уровень
оплаты труда был поднят на 20% – до 221 тыс. тенге, производительность по
добавленной стоимости была увеличена практически вдвое и достигла 51 млн тенге
на одного работника.
Кроме того, в мае
текущего года АО «АЗИЯ АВТО» вошло в рейтинг 100 наиболее прозрачных компаний
Казахстана, составленный республиканским деловым изданием.
Аналогичные показатели
предприятия «СарыаркаАвтоПром» – второго по величине, но лидирующего по росту сбыта продукции, недоступны в открытых источниках. При этом наиболее существенный
рост продаж продукции костанайского автозавода сопровождается снижением налоговых поступлений. Влияние
деятельности предприятия на общие показатели программы индустриализации также вызвало
обеспокоенность сенаторов: «СарыаркаАвтоПром» отнесли к числу проектов,
развитие которых затруднено в связи с перепрофилированием производства,
экономической нецелесообразностью или банкротством.
Очередной транш налоговых
поступлений предприятия станет объективным показателем эффективности работы
«СарыаркаАвтоПром». При этом по итогам 2018 года завод стал лидером отрасли по
объему выручки, а по налоговым выплатам занимает лишь 3-ю позицию.
(по данным КГД МФ РК и отраслевого
союза «КазАвтоПром»)
Как повысить
эффективность программы?
Закрытая структура
налоговых поступлений одного из ключевых автопроизводителей в стране не
позволяет в полной мере судить о состоянии предприятия и перспективах рынка. В связи с этим стоит задуматься: насколько
рационально происходит распределение фискальных льгот и инструментов
государственной поддержки и что можно получить при их адресном использовании.
Кроме того, средства,
направленные на поддержку отрасли, должны
быть возвращены в виде растущих от объема производства налоговых поступлений. Иначе
направленные на поддержку средства становятся субсидиями. Поддержка
отечественных производителей является устоявшейся мировой практикой, однако доступ к ее инструментам должны иметь
предприятия с эффективной, прозрачной деятельностью, имеющие четкие перспективы
развития и экспортный потенциал.
*все
данные взяты из открытых источников
