Первые недели нового Цеснабанка
После смены акционера и докапитализации Цеснабанка новому руководству удалось в короткие сроки полностью стабилизировать работу и поднять кредитный рейтинг S&P с дефолтного SD до стабильного B-
За свою более чем 25-летнюю историю АО «Цеснабанк» выросло из небольшой финансовой организации в одного из лидеров банковского сектора и на сегодняшний день насчитывает 22 филиала и более 120 отделений во всех регионах страны.
Однако в прошлом году банк неожиданно для многих кредиторов и вкладчиков стал испытывать финансовые проблемы с ликвидностью и получил дефолтный кредитный рейтинг. Учитывая огромную системообразующую роль АО «Цеснабанк», особенно в сельскохозяйственном секторе, от которого в той или иной степени зависела почти вся отрасль животноводства и растениеводства страны, Правительством и Национальным банком Казахстана было принято решение о выкупе сельскохозяйственного портфеля в размере 604 млрд тенге и оздоровлении банка через смену акционера.
По словам министра финансов РК Алихана Смаилова, «вливание сотен миллиардов тенге на выкуп кредитов АО «Цеснабанк» позволило аграрному сектору создать условия для проведения очередной весенне-посевной кампании на 2,1 млн га пахотных земель».
Таким образом, по словам министра, решается двуединая задача. Во-первых, будет задействовано сельское население (более 300 тыс. сельских жителей в 135 населенных пунктах), обеспечены рабочие места и дальнейшее сельхозпроизводство на этих территориях.
Новым инвестором АО «Цеснабанк» cтала компания First Heartland Securities (FHS), которая является инвестиционным подразделением Назарбаев Университета, НИШ и Назарбаев Фонда, пополнивших ликвидность банка в объеме 70 млрд тенге в феврале 2019 г. Полностью обновился состав совета директоров банка, куда вошли люди с огромным опытом и высокой репутацией в лице президента НУ г-на Шигеу Катсу, бывших правительственных руководителей и авторитетных профессионалов г-на Ербола Орынбаева и г-на Болата Жамишева. Председателем правления АО «Цеснабанк» был назначен г-н Бекжан Пирматов.
Стоит отметить, что, несмотря на предпринятые меры, новому руководству банка еще предстояла большая работа по восстановлению пошатнувшегося доверия. Для того чтобы подробнее узнать, как проходил переходный процесс в Цеснабанке и как новое руководство видит его дальнейшее развитие, редакция Kapital.kz обратилась к Бекжану Пирматову, председателю правления АО «Цеснабанк».
Несмотря на обычную в начальный период работы занятость, новый председатель правления быстро откликнулся на наш запрос. Он заметно отличается от устоявшегося образа казахстанского банкира - молодой, очень эрудированный человек с солидным бэкграундом в корпоративном секторе и опытом работы в HSBC и ЕБРР.
- C момента, как вы вступили в должность председателя правления Цеснабанка, прошло 3 недели. С какими сложностями вы столкнулись и какие действия предприняли?
- На момент нашего прихода рейтинг банка был понижен до уровня SD (выборочный дефолт), и это, конечно, беспокоило наших клиентов и общественность, было множество вопросов о дальнейшей судьбе банка.
Был большой бэклог стоящих на выгон депозитов, и мы сразу приняли решение отпускать все операционные платежи, чтобы не допустить панику среди клиентов. Всей команде фронт офиса была дана установка проводить разъяснительную работу о принятых мерах и доводить информацию по текущей ликвидности банка. Колл-центр сразу же получил инструкции, как отвечать на часто задаваемые вопросы, чтобы проинформировать большее количество клиентов по всей стране.
Банк получил значительную докапитализацию новым акционером в объеме 70 млрд и полностью восстановился, продолжив оперативно исполнять все свои текущие обязательства.
Руководство филиалов и других подразделений, в том числе и я, проводили встречи и звонки, чтобы наши клиенты получали информацию из первых уст. Некоторым клиентам были предложены бесплатные ячейки, чтобы они могли буквально «потрогать» свои деньги, и вскоре они возвращали свои средства на сберегательные счета. В результате предпринятых реактивных антикризисных мер мы смогли сохранить в банке порядка 70% от суммы образовавшегося бэклога.
Сейчас размер высоколиквидных активов после оздоровления составил более 600 млрд тенге. Мы не только возобновили выдачи по утвержденным кредитным линиям клиентам МСБ, но и перезапустили работу кредитного комитета, который рассматривает уже новые кредитные заявки. Все клиенты банка, в особенности субъекты малого и среднего бизнеса, могут теперь к нам обращаться за финансированием. Главный принцип нашей работы - это выстраивание чистых, транспарентных отношений с клиентом, соответствующих высокой деловой репутации банка и наших акционеров.
Хороший результат первых шагов – после проведенных переговоров и предоставления актуальной информации рейтинговому агентству S&P Global Ratings наш рейтинг восстановлен на уровне B- со стабильным прогнозом. Повышение рейтингов доказывает, что ситуация в банке полностью стабилизировалась. Далее мы намерены достичь еще более высокого уровня, для чего планируем разработать новую стратегию развития банка с участием известных международных консультантов.
Мы приглашаем всех наших клиентов вернуться в Цеснабанк, особенно тех, кто решил уйти в другие банки из-за задержек по платежам. Период неопределенности и связанные с ним сложности остались позади, все наши 22 филиала и более 120 отделений готовы к активной работе с клиентами. При этом новыми конкурентными преимуществами Цеснабанка становятся надежность и стабильность, что подтверждается высоким уровнем формирования провизий на уровне более 80% кредитного портфеля и высокой ликвидностью банка. Мы полностью открыты к предложениям по улучшению наших услуг, для чего запущена специальная линия в колл-центре и будет открыт адрес на нашем новом веб-сайте.
На основе встреч с ВИП-клиентами отдельно я хотел бы отметить, как высоко они оценили внедренную в Цеснабанке культуру первоклассного сервиса по знаменитой методике Джона Шоула, а также общий профессиональный уровень наших сотрудников. Квалифицированный человеческий капитал для организации в сфере услуг - это основа успеха. В ближайшее время мы ожидаем пополнения в рядах топ-менеджмента банка, в том числе из действующих сотрудников. Такой подход соответствует принципу меритократии, который всецело поддерживает наш акционер. Я считаю, что это даст положительный сигнал как сотрудникам, так и лояльным клиентам банка.
- Что же, очень впечатляет, как ваша команда справилась с кризисом в такие короткие сроки. Вопрос: что будет дальше?
- Мы начали тщательный анализ действующих бизнес-процессов, а также корпоративного управления, для того чтобы учесть прошлый опыт по принципу lessons-learnt, особенно в сфере риск-менеджмента.
Учитывая свой длительный опыт работы с корпоративными клиентами в иностранных банках, я стараюсь культивировать клиентоориентированный подход в работе Цеснабанка. Таким образом, силами нашего коллектива мы построим Цеснабанк нового образца - банк, работающий по принципам прозрачности, доверия и постоянного стремления к лучшему и современному.
Пользуясь случаем, я еще раз приглашаю наших бывших и будущих клиентов к сотрудничеству. Уверен, наш новый подход к работе и разрабатываемые продукты для МСБ будут достойно ими оценены».
Чтобы составить более полную картину того, как проходил переходный период в Цеснабанке, мы решили расспросить клиентов банка. Найти их не составило труда – Цеснабанк до недавнего времени был третьим крупнейшим банком страны, с большой долей МСБ и хорошо представлен не только в Астане, но и в южных и западных регионах Казахстана.
Джумагулов Тукен Танаевич, создатель холдинга «ТенгизНефтеСтрой» (Атырау), в 2012 году входил в рейтинг Forbes «50 самых влиятельных бизнесменов Казахстана»: «Да, в эти месяцы мы впервые столкнулись с подобной ситуацией в работе с Цеснабанком. Несвоевременные и неполные операции по р/счетам в Цеснабанке очень сильно беспокоили, это влекло за собой негативные социальные и экономические последствия. Я рад, что сегодня новый менеджмент полностью вернул работу в привычный для нас режим, мы продолжили вести нормальную операционную деятельность. Я лично встречался с новым председателем правления, он предоставил исчерпывающую информацию о предпринятых действиях, и я решил не рассматривать предложения других БВУ».
Чан Йан Бэнг, президент университета КИМЭП (Алматы): «В начале февраля нам было очень важно осуществить крупный денежный перевод. Я благодарен председателю Цеснабанка Пирматову Бекжану за выполнение обещания и своевременное выполнение операции. В результате успешного получения средств Университет КИМЭП снова в состоянии выполнять свои обязательства перед академическим сообществом, а также и мои личные обещания, данные Президенту РК Н.А. Назарбаеву и премьер-министру РК Б. А. Сагинтаеву, а именно – воплощение стратегического план вуза на 2018-2023 гг. и достижение цели становления в качестве эталонного университета мирового уровня».
Маджуга Сергей Геннадьевич, генеральный директор ТОО «ОБИС» - производитель минеральных вод и безалкогольных напитков (Алматы): «Наша компания обслуживается в Алматинском филиале АО «Цеснабанк» с ноября 2016 года. Мне нравится сервис, который выделяется на общем фоне, а также привлекательные тарифы на расчетно-кассовое обслуживание, которые были предоставлены индивидуально для нашей компании. За этот период увидели и развитие, и кризис... Очень переживали, ведь Цеснабанк является системообразующим банком страны. Но с приходом нового акционера в АО «Цеснабанк» мы, как клиенты, почувствовали изменения в лучшую сторону. Для нас важно, что платежи снова проходят без ограничений и задержек и наша компания может своевременно исполнять обязательства перед партнерами».
Усманов Рафаэль Ильгисович (Астана): «Мое первое знакомство с Цеснабанком состоялось в 2009 году. Необходимо было сделать срочный перевод. На тот момент Цеснабанк предлагал наилучшие условия — скорость перевода всего 15 минут и наименьшая комиссия 0,5%. При выборе банка для размещения депозита в 2016 году я не раздумывая отдал предпочтение Цеснабанку.
В 2018 году на фоне дефицита ликвидности Цеснабанк ввел ограничения по срокам снятия вкладов. Эти ограничения коснулись и меня. В тот момент я сильно переживал как за свои сбережения, так и за банк. Я не стал испытывать судьбу и решил снять большую часть денег с депозита. Несмотря на введенные ограничения, я довольно быстро смог снять деньги. Каждый день следил за новостями о банке. Благодаря оказанной поддержке, реструктуризации долгов и приходу новых акционеров вскоре удалось решить вопросы с ликвидностью. Я очень обрадовался хорошим новостям и решил вернуться в Цеснабанк со своими сбережениями».
Муканова Асель Даулетовна (Астана): «В 2016 году приняла решение разместить депозит в Цеснабанке. Менеджер раскрыл мне все плюсы и выгоды персонального обслуживания. Все это время была довольна оказываемым сервисом. Да, столкнулась с трудностями при снятии денег с вклада в конце прошлого года. Нужную на тот момент сумму с депозита получила частями, но в довольно короткие сроки. Рада, что ситуация изменилась и мне не придется менять банк и персонального менеджера. Продолжаю оставаться клиентом Цеснабанка, и на сегодня все мои запросы удовлетворяются по первому требованию».
Цеснабанку еще предстоит пройти определенный путь для возвращения всех позиций, и многое будет зависеть от коррекции бизнес-стратегии банка, заявленной с приходом нового руководства. Мы будем внимательно следить за развитием ситуации.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.