IPO для инвестора
Финансы
20.02.2019
|
Автор: Индира Мальтиева

IPO для инвестора

Как зарабатывают на акциях технологичных компаний

2018 год стал непростым для мировых финансовых рынков. Федеральная резервная система США четыре раза за год повышала базовую ставку. Плюс торговая война между Штатами и Поднебесной. На этом фоне акции многих зарубежных компаний оказались под сильным давлением. Нелегко пришлось и эмитентам, которые впервые размещались на бирже. Тем не менее, некоторые IPO особенно в секторе высоких технологий оказались весьма успешными. Яркий пример – компания  Zscaler.  Ведущий поставщик в сфере облачной информационной безопасности стал публичным в марте этого года.  Изначально ценные бумаги компании продавались по $16 за акцию, а сегодня они оцениваются рынком почти в $50. Корреспондент Центра деловой информации Kapital.kz  решил понять, чем первичные размещения так привлекают инвесторов и сколько реально на них можно заработать.

IPO (Ред. – Initial Public Offering) или первичное публичное размещение акций на бирже - это процесс, во время которого та или иная компания предлагает свои ценные бумаги неограниченному кругу инвесторов. Другими словами, в обмен на долю в бизнесе эмитент привлекает деньги на дальнейшее развитие. Однако выйти на фондовый рынок могут не все компании. Во-первых, биржи предъявляют очень жесткие требования к потенциальным эмитентам. Во-вторых, проведение IPO – довольно дорогостоящее удовольствие, которое может исчисляться миллионами долларов. И наконец, брокеры впрочем, как и инвесторы чаще всего отдают предпочтение перспективным компаниям со стабильными показателями доходности и потенциалом роста. Поскольку участие в IPO считается чуть более рискованным видом инвестирования, чем покупка акций на вторичном рынке, зато порой более доходным.

История знает немало примеров, когда участие в IPO озолотило многих инвесторов. Например, во время первичного размещения Amazon в 1997 году, его акции торговались на уровне $1,5 за штуку. Тогда как сейчас одна ценная бумага компании стоит более $1,5 тыс. Ощутимый прирост инвестиций инвесторам также обеспечили IPO Apple, Netflix, Google, Facebook, Tesla и Alibaba. К слову IPO китайского гиганта электронной коммерции стало одним из крупнейших за все время существования бирж. И это далеко не все примеры удачных инвестиций в IPO, когда с самого начала акции прирастали в цене практически ежедневно.

Дальновидные инвесторы прекрасно понимают, что приобретать акции во время IPO это выгодно: долгосрочный тренд на рынке ценных бумаг восходящий, так что рано или поздно большинство акций показывают рост. К тому же, при первичном размещении их стоимость обычно устанавливается с дисконтом по отношению к справедливой цене. Это значит, что инвестор может оказаться в плюсе уже с первого дня торгов. Так, например, акции Tesla на IPO планировали продавать по $16 за бумагу, но в первый же торговый день цена поднялась до $19, а через полгода – выросла до $26. Сегодня одна акция автоконцерна стоит почти $305. Таким образом, за 8 лет после проведения IPO ценные бумаги Tesla выросли почти в 18 раз.

Как правило, самые громкие первичные размещения проходят в США.  И это неслучайно: страна славится надежной законодательной базой, эффективным фондовым рынком и наличием огромного количества институциональных и частных инвесторов. Именно поэтому многие компании заинтересованы в проведении IPO именно в США. Ежегодно на американских биржах в среднем проводится более 200 первичных размещений. Только в прошлом году IPO провели свыше 250 компаний. В общей сложности они привлекли $63,7 млрд. Из 256 дебютантов организованного рынке 124 эмитента или 48% от общего числа, торгуются выше цены IPO, 18 (7%) – демонстрируют нулевую доходность и 114 (45%) – котируются ниже цены размещения.

Определиться с выбором наиболее перспективных IPO помогут инвестиционные компании, которые предоставляют доступ к первичным публичным размещениям на американском рынке ценных бумаг. В Казахстане таким помощником может стать инвестиционная компания «Фридом Финанс». Это один из немногих брокеров, который дает возможность участвовать в американских IPO с небольшим порогом входа на одно размещение. В 2018 году компания приняла участие в 18 первичных размещениях. Средняя доходность за 3 месяца достигла 33%.

Как рассказал корреспонденту Центра деловой информации Kapital.kz Ерлан Абдикаримов, директор департамента аналитики «Фридом Финанс», ежемесячно в комиссию по ценным бумагами и биржам США подается в среднем 15-30 заявок от компаний, планирующих выход на биржу. Из них аналитики «Фридом Финанс» отбирают лишь 1-2 самых перспективных эмитента. Они тщательно изучают проспект эмиссии, где указываются все данные о компании: сфера деятельности, финансовая отчетность за последние годы, наличие долгов и то с какой целью она привлекает инвестиции. Этой информации профессионалам вполне хватает, чтобы понять стоит ли рекомендовать этого эмитента своим клиентам или нет. Однако окончательное решение всегда остаётся за инвестором. 

«Мы стараемся работать очень оперативно, чтобы успеть принять участие в каком-либо интересном размещении. На экспертизу уходит не более трех дней. Изучение проспекта эмиссии занимает целый день, еще два  -  необходимо на анализ и оценку перспектив компании в будущем. Мы пытаемся найти идеи, при которых GAP будет такой величины, что даже потенциальная коррекция все равно оставит приличную доходность», - говорит Ерлан Абдикаримов.

По словам эксперта, рынок ценных бумаг достаточно волатильный. Котировки акций, а тем более в первые дни IPO, могут меняться как в большую, так и в меньшую сторону. Ведь многие инвесторы стремятся купить долю компании дешевле в надежде продать ее с существенной надбавкой в цене. 

«Первичные размещения хороши тем, что при определенных условиях за достаточно короткий срок можно получить очень весомую доходность. Сам факт того, что очень много людей хотят участвовать в IPO, говорит о том, что GAP имеет место быть. Если бы этого не было, то инвесторы покупали бы акции исключительно на вторичном рынке», - уверен Ерлан Абдикаримов.

В марте этого года ожидается IPO одного из крупнейших мировых джинсовых брендов – компании Levi’s. Изобретатель синих джинсов планирует вернуться на публичный рынок спустя почти 35 лет. Ранее акции Levi Strauss&Cо торговались на бирже с 1971 по 1984 годы. Листинг состоится на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE) под тикером LEVI. По предварительным данным, в рамках публичного размещения компания намерена привлечь $100 млн. Эти средства планируются использовать для корпоративных целей, но не исключены стратегические покупки или инвестиции.

Сегодня в зоне внимания аналитиков «Фридом Финанс» находятся молодые B2С компании, которые переросли фазу стартапа, имеют обширную базу клиентов и успешно работают на рынке. Именно инновационные и технологичные организации с долгосрочным потенциалом роста сейчас интересны инвестиционному сообществу по всему миру.

«Очень хороший рост показывают облачные технологии для бизнеса. К примеру, SaaS или программное обеспечение как сервис. Это быстрорастущая сфера, где риски не такие высокие в отличие от биотехнологий, чью коммерциализацию нужно ждать довольно долго. Традиционные и зрелые сектора не особо растут. Допустим, у компании  по производству продуктов питания даже при очень хороших цифрах вероятность роста снижается в разы. Как правило, мы ищем именно что-то привлекательное, растущее и технологичное», - поясняет директор департамента аналитики «Фридом Финанс».

По его мнению, этот год будет богат на IPO технологичных компаний.  Брокеры ожидают выхода на публичный рынок таких брендов как: Uber, Lyft, Palantir, Pinterest, Slack и Airbnb. Многих из них инвестиционные банки оценивают в миллиарды долларов. В частности, мобильное приложение для поиска и вызова такси Uber оценили в $120 млрд., ценовой ориентир конкурента Uber – компании Lyft составил $25 млрд., а оценочная стоимость разработчика программного обеспечения анализа данных для организаций Palantir - $20 млрд.

«Выход на IPO двух ведущих такси-сервисов довольно ожидаемое событие со стороны инвест-сообщества. Также на биржу планирует выйти корпоративный мессенджер Slack  и Airbnb – онлайн-сервис для размещения, поиска и краткосрочной аренды частного жилья по всему миру. Если цифры совпадут с нашими ожиданиями, то мы естественно предложим нашим клиентам и эти размещения», - заключил Ерлан Абдикаримов.

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть