Сегодня особенный день для платежного рынка Казахстана: начал работать сервис Apple Pay. С платежной системой Mastercard сервис доступен держателям карт сразу пяти банков — Народного банка, Сбербанка, ForteBank, Евразийского банка и Банка ЦентрКредит. О приоритетах и работе на рынке Казахстана, о том, как будет выглядеть платежная индустрия будущего и какие технологии привносит компания на казахстанский рынок, в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказали Нина Виллемс, глава Mastercard по Казахстану, Беларуси и Армении и Михаил Федосеев, вице-президент Mastercard по развитию бизнеса и цифровых платежей в регионе быстроразвивающихся европейских рынков.
Михаил Федосеев, вице-президент Mastercard по развитию бизнеса и цифровых платежей в регионе быстроразвивающихся европейских рынков
— Как вы оцениваете казахстанский рынок безналичных платежей? Какие основные события этого года вы бы отметили?
— Казахстанский рынок растет очень быстро. Причем значительный вклад в этот тренд вносят платежи по бесконтактной технологии, которая активно распространяется и на этом рынке. По нашим оценкам, сегодня республика входит в топ-25 «бесконтактных» стран в мире, хотя еще 2 года назад Казахстан находился ближе ко второй сотне.
На рынке растет и число терминалов для этого вида оплаты, и количество карт, причем с Mastercard есть возможность выпустить бесконтактную карту не только на пластике, но и в смартфоне. С начала года, по данным Mastercard, бесконтактные платежи составляют уже около 40% всех безналичных оплат в Казахстане.
В свое время появление бесконтактной технологии стало революционным событием в мировой платежной индустрии, потому что именно это решение позволяет выпустить карту не только на пластике, но и в других носителях — смартфоне, кольцах, браслетах, одежде
Выход на этот рынок сервиса Apple Pay также свидетельствует о том, что инфраструктура местного рынка развита. С этой новой возможностью держатели карт Казахстана смогут просто и удобно «превратить» свой смартфон в платежный инструмент и с картой Mastercard оплачивать покупки везде в мире, где принимают бесконтактную технологию.
— Как известно, платежные технологии — это ключ к финансовым средствам держателя пластиковой карты. Каким, по вашему мнению, он станет в будущем?
— В принципе в современном мире и в том будущем, которое мы создаем, любой носитель может быть средством платежа, но дело не только в этом. Недавно заместитель председателя совета директоров Mastercard Энн Кэрнс в одном из интервью говорила о том, что всегда есть и будут сегменты для разных типов и способов платежей. То есть одним людям удобно пользоваться карточкой, другие отдают предпочтение смартфону, а кто-то и вовсе будет применять исключительно браслет, часы или что-то еще. Говорить о том, что будет доминировать какой-то один носитель карты, не совсем правильно.
Поэтому Mastercard и в мире, и в Казахстане предлагает продукты и технологические решения для разных потребителей, будь то массовая или премиальная аудитория. Мы работаем над тем, чтобы здесь были доступны самые передовые платежные инновации.
— Как вы гарантируете безопасность данных держателя карты?
— Мы используем многоуровневые технологии, обеспечивающие защиту электронных платежей. Одна из мировых инноваций в этом направлении — это токенизация, то есть когда в транзакции не участвует номер карты, он заменяется на 16-значный набор цифр. Обеспечивается этот процесс через специальную платформу — Mastercard Digital Enablement Service (MDES), и мы очень рады, что уже внедрили ее на рынке Казахстана. Она является базой для внедрения самых новых продуктов и решений. В том числе на этой платформе и работает Apple Pay, а также другие мировые кошельки.
— Как, по вашему мнению, будет выглядеть платежная индустрия будущего?
— Одним из главных трендов будущего станет переход на интернет вещей. Совершать покупки и расплачиваться по счетам будут не только люди, но и «от их имени и по поручению» различные устройства. Уже сейчас у некоторых современных бытовых приборов есть специальные приложения, которые позволяют управлять ими дистанционно. Например, у Mastercard уже есть проект с компанией Samsung, где холодильник может самостоятельно заказать еду, если что-то закончилось.
Нина Виллемс, глава Mastercard в Казахстане, Беларуси и Армении
— В чем преимущества безналичной экономики для государства, бизнеса и общества в целом? Каков экономический эффект?
— Примеры многих стран показывают, что увеличение оборота по безналичным транзакциям способствует экономическому росту. Безналичная экономика ведет к лучшей собираемости налогов, пошлин, отчислений, способствует укреплению благосостояния государства. Растут качество и уровень жизни граждан, увеличивается финансирование социальных программ и проектов.
Рынок Казахстана показывает хорошие результаты по росту транзакций. Мы со своей стороны активно содействуем внедрению безналичных платежей, предлагаем новые продукты и возможности для банков и держателей карт.
— В чем вы видите потенциал роста для рынка безналичных платежей в Казахстане?
— Жители все чаще пользуются картами для оплаты ежедневных покупок, тем не менее всегда есть потенциал для дальнейшего роста. И мы знаем, как его обеспечить. Например, в этом году мы запустили целый ряд важных проектов. Вместе с Народным банком Казахстана реализована возможность бесконтактных платежей с помощью смартфона с использованием платформы токенизации Mastercard, с Евразийским Банком запущен цифровой кошелек Eurasian Pay. Также в Казахстане был запущен сервис Masterpass, позволяющий не вводить данные карты при оплате покупок в интернете и оплачивать товары и услуги фактически «в один клик».
В июле Mastercard с Международным финансовым центром «Астана» представил Карту резидента МФЦА. Это многофункциональная банковская карта с бесконтактной и M/Chip технологиями. Она предоставляет большое количество дополнительных функций — работает как идентификатор личности, проездной на общественном транспорте, карта программ лояльности и многое другое. Этот продукт был хорошо воспринят экспертным сообществом, надеемся, что концепция умных городов будет развиваться и дальше. Это только несколько примеров.
— Как вы видите дальнейшую стратегию развития компании в Казахстане? Какие шаги делаются в этом направлении?
— Мы уверены, что процесс оплаты должен быть простым, удобным и безопасным. Для роста рынка необходимо развивать инфраструктуру, обучать пользователей карт новым технологиям, внедрять инновации.
Кроме того, мы вместе с банками и торговыми компаниями создаем интересные предложения, которые помогают экономить, получать дополнительные бонусы и привилегии. Например, для держателей карт Mastercard, которые станут пользователями сервиса Apple Pay, мы предложили подарки и приятные сюрпризы в сети заправок KazMunayGaz, в кофейнях Starbucks, ресторанах быстрого питания BurgerKing. Подарочные ski pass карты, сертификаты на бесплатную парковку и билеты на канатную дорогу на горнолыжный курорт «Шымбулак».
Mastercard совместно с партнерами работает над тем, чтобы безналичная оплата была привлекательной, и возможность платить смартфоном с Apple Pay и Mastercard — еще один шаг в безналичное будущее.